АНДРЕЙ МОРОЗОВ считает, что покупка исключительных прав на АСР «Абсолют» положит начало кооперации технологий в области Internet-биллинга |
Биллинговые системы российских разработчиков получили заслуженное признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Это неудивительно, ибо при равноценном функционале и способности к масштабированию наши АСР обычно в несколько раз дешевле западных. Игроков на этом рынке достаточно много, но места на призовом пьедестале уже распределены. С большим отрывом от ближайшего преследователя лидирует Ассоциация CBOSS, которая имеет на сегодняшний день максимальное количество проинсталлированных систем, в совокупности обслуживающих самую большую клиентскую базу в стране. Достаточно сказать, что одним из заказчиков CBOSS является федеральный сотовый оператор МТС, который выставляет счета 4 млн московским абонентам и еще 8 млн региональным пользователям. Всего у этой фирмы-разработчика насчитывается 80 клиентов из семи стран мира.
Ассоциация располагает на сегодня 26 тыс. кв. м. офисных площадей и 1,5 тыс. профессиональных программистов, а также методиками промышленного программирования, документирования и технического сопровождения своих продуктов. Универсальная биллинговая система — это лишь часть выпускаемых ею решений; она предлагает весь спектр продуктов операторского бизнеса, составляющих архитектуру TMN. Однако некоторые «кирпичики» в этой иерархии решений оказались не столь удачными, как у конкурентов, и, желая укрепить свое лидерство на рынке, CBOSS начала покупку исключительных прав на соответствующие продукты у других разработчиков.
В конце августа было заявлено о приобретении Ассоциацией исключительных прав на АСР для провайдеров Internet и IP-телефонии «Абсолют», принадлежавших ранее компании «СервоКомп». Это соглашение означает, что отныне популярный среди российских провайдеров продукт будет развиваться новым владельцем, который при желании может изменить исходный код, дополнить его новыми функциональными свойствами или же вовсе прекратить его поддержку. Впрочем, последний вариант руководством Ассоциации был категорически отвергнут. Председатель правления CBOSS Алексей Тарасов сообщил, что в ближайшее время заказчикам системы «Абсолют» будет предложено провести новацию договоров на использование продукта и техническую поддержку. Он выразил надежду, что никаких трудностей этот процесс не вызовет.
Президент Ассоциации CBOSS Андрей Морозов подчеркнул, что покупка исключительных прав является не «враждебным поглощением» а началом кооперации двух перспективных технологий в области Internet-биллинга. АСР «Абсолют» ожидает интеграция в общую линейку продуктов компании CBOSS. Каких-либо технических сложностей на этом пути не предвидится, так как обе фирмы используют в своих решениях единый инструментарий — СУБД Oracle и объектно-ориентированные языки программирования. Вообще же, как заметил Морозов, приобретение прав на продукт другого производителя для расширения влияния на рынок — весьма характерное явление для западного ИТ-бизнеса, но новое для российского.
В том, что теперь Ассоциация действительно увеличит свою долю в сегменте Internet-биллинга, можно не сомневаться. Если за прошедшие годы CBOSS поставила провайдерам Internet и IP-телефонии только пять собственных решений АСР, то «СервоКомп» установил в России и за рубежом свыше 50 своих систем. По разным оценкам, системы «Абсолют» тарифицируют услуги, предоставляемые нескольким миллионам пользователей Internet, а крупнейшим клиентом «СервоКомпа» считалась «Точка.Ру».
Таким образом, заключил Морозов, «они умеют лучше продавать, а мы — производить». Прежнему владельцу продукта оставлено право осуществлять его маркетинг и продвижение на рынок. Помимо единовременной суммы выплат за приобретение исключительных прав, CBOSS в течение некоторого периода будет делиться с «СервоКомпом» и доходами от продаж «Абсолюта». Правда шкала раздела доходов будет носить регрессивный характер, и со временем прежний владелец системы сможет рассчитывать лишь на дилерские проценты от продаж. Генеральный директор «СервоКомпа» Леонид Куропатов сообщил, что команде разработчиков «Абсолюта» предложено влиться в программистский коллектив Ассоциации CBOSS для продолжения работ над совершенствованием продукта.
Между тем поставки «Абсолюта» приносили фирме «СервоКомп» около половины доходов. В связи с этим у собравшихся на пресс-конференции возник резонный вопрос, как же эта компания собирается «закрыть» образовавшуюся в бизнесе солидную брешь. Другой, более пикантный вопрос — о сумме сделки стороны оставили без ответа. А насчет дальнейших планов работы Куропатов заявил, что уже осенью его компания анонсирует новое решение, которому суждено прийти на смену бывшему флагману продуктовой линейки. И вряд ли им станет другая АСР для провайдеров Internet. Скорее всего, «СервоКомп» переместит акценты своей деятельности на разработку перспективных решений в области поддержки пользовательских сервисов (Customer Care System) или CRM операторского класса.