Почтовая служба России готовится к информационно-технологической революции. Важнейшие аспекты задуманных преобразований обсуждались на состоявшейся в конце января отраслевой конференции.
ИЛЬЯ ГЕНКИН: «Проект ?КиберПочта? развивается очень динамично» |
Ее участниками стали руководители отделов и служб автоматизации, начальники информационных центров 82 эксплуатационных предприятий почтовой связи страны. Конференцию поддержали лидеры мировой компьютерной индустрии Hewlett-Packard, Intel, Microsoft, APC, Cisco Systems и Oracle. Как заявил исполняющий обязанности генерального директора ФГП «Почта России» Игорь Сырцов, основная задача форума — дать старт выработке единой корпоративной политики в области информационных технологий.
Сегодня российская почта представляет собой уникальную производственную сеть. Она насчитывает свыше 1860 узлов почтовой связи, около 100 почтамтов и 40 тыс. местных отделений, связанных между собой мощной транспортной инфраструктурой. Но слабым звеном этой системы являются телекоммуникации.
По признанию Леонида Грехова, директора по информатизации и почтовым технологиям ФГУП «Международный почтамт», информационный обмен между большинством структурных подразделений осуществляется либо по электронным каналам (в режиме off-line), либо на магнитных носителях. Кроме того, немало российских почтовых отделений не имеет даже обычной телефонной связи. Очевидно, что предоставление пользователям максимально широкого унифицированного набора почтовых услуг заданного качества немыслимо без применения ИТ.
При этом технологическая модернизация предприятия общенационального масштаба сопряжена с целым спектром проблем, главная из которых — организационная раздробленность. По сей день российская почтовая служба представлена 92 юридически независимыми предприятиями, лишь несколько месяцев назад вступившими на путь объединения в федеральное государственное предприятие «Почта России». Прежняя организационная структура оставила российским почтальонам тяжелое наследство — «зоопарк» дезинтегрированных ИТ-решений, устаревшие аппаратно-программные средства автоматизации. Если учесть еще и скудное финансирование почтовой службы, которая развивается преимущественно за счет бюджетных ассигнований, то можно понять, насколько туго затянут гордиев узел проблем.
Российской почте необходимо решить две первоочередные задачи. Первая: для повышения эффективности управления (в том числе — в сфере автоматизации) и снижения общих производственных издержек нужно интегрировать информационные ресурсы в единую корпоративную систему. Вторая: на основе общей политики в области информационных технологий требуется приступить к техническому перевооружению отрасли и предложить потребителям унифицированный комплекс современных услуг связи.
По мнению Леонида Грехова, обе задачи придется решать параллельно. На построение корпоративной ИТ-системы, замену устаревшего оборудования и программного обеспечения ФГП «Почта России» планирует потратить несколько лет. Почтовикам предстоит сформировать отраслевые стандарты в области информатизации, разработать унифицированное ПО элементов системы обслуживания, создать единую электронную адресную базу России и т. д. Работы — непочатый край. Внедрение же инновационных услуг не терпит отлагательства, поэтому наиболее значимые проекты приходится реализовать в «фоновом» режиме, не дожидаясь завершения структурных преобразований.
Российская почта уже воплощает два крупномасштабных проекта — «КиберПочта» и «КиберПресса». В рамках первого из них создается всероссийская сеть пунктов коллективного доступа (ПКД) в Internet. Как сообщил руководитель ФГУП «Межрегиональный специализированный центр почтовой связи» (МСЦП) Илья Генкин, проект «КиберПочта» развивается очень динамично. Если в начале 2002 года на территории России функционировали 1 тыс. таких пунктов, то в декабре их было уже 2600.
Помимо обычного доступа к ресурсам Сети и услугам электронной почты в них предоставляется ряд дополнительных услуг, связанных с использованием компьютерной техники (сканирование изображений, консалтинг, обучение и др.) Только в декабре 2002 года сервисом «КиберПочта» воспользовались 200 тыс. человек.
Правда, в связи с ограниченностью телекоммуникационной инфраструктуры почтовой службы ПКД подключаются к Internet по каналам местных провайдеров. Из-за этого характеристики подключения и скорость доступа могут существенно различаться от региона к региону.
ФГП «Почта России» планирует расширить сеть ПКД, увеличив их число до 15 тыс. «КиберПочта» финансируется из собственных средств и частично при помощи лизинговых компаний. Некоторая сумма на эти задачи будет выделена и из бюджета ФЦП «Электронная Россия».
Проект «КиберПресса» был запущен в июле прошлого года (совместно с компаниями «РТКомм. Ру» и NewsPaper Direct). Его суть — в обеспечении мгновенной доставки материалов центральных и зарубежных газет в регионы России по Internet. В конце прошлого года в семи регионах страны стартовали пилотные проекты, в рамках которых почтовые отделения были оснащены необходимым оборудованием. Проведено обучение технического персонала и на специальных терминалах (принт-станциях) отпечатаны первые экземпляры газет. Кое-где на электронные издания уже проводится подписка.
После окончательной доработки технологии начнется ее тиражирование по всем (в первую очередь — удаленным) регионам России. За прошедшее с начала года время оборудование было направлено еще в семь регионов. Сейчас осуществляются его монтаж, настройка и обучение сотрудников почтовых отделений. Чтобы охватить всю территорию страны, предполагается открыть 300 пунктов распространения печатной периодики.
В августе прошлого года почтовая служба совместно с Министерством РФ по налогам и сборам приступила к апробации еще одной инновационной услуги. Она позволяет клиентам (юридическим лицам) сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые инспекции с помощью системы электронного документооборота, причем без дублирования на бумажных носителях. Эти услуги уже предоставляются в пяти почтовых отделениях на территории Москвы. Конфиденциальность информации обеспечивается с помощью средств криптозащиты, сертифицированных ФАПСИ.
Тиражировать это решение пока не удается. Недавно в МНС был принят нормативный акт, который юридически закрепил понятие «электронной налоговой отчетности», но выдвинул дополнительные требования к «специальным операторам», предоставляющим такие услуги. Например, им необходимо иметь соответствующую лицензию ФАПСИ. Кроме того, приказ узаконил только off-line взаимодействие налогоплательщиков и органов госконтроля, что малопригодно для клиентов, желающих сразу получать доказательную базу о предоставлении отчетности.
Руководство ФГП «Почта России» рассчитывает со временем разрешить возникшие проблемы и приступить к продвижению перспективной услуги в регионы. Сообщалось, что к концу февраля на места будут разосланы технические и методические рекомендации по организации нового сервиса.