В 2002 году самые оптимистичные планы руководства группы компаний «Аквариус» воплотились в жизнь. Об этом сообщил президент холдинга Леонид Гольденберг на отчетной пресс-конференции.
ЛЕОНИД ГОЛЬДЕНБЕРГ: «Задача производственной компании ?Аквариус? на 2003 год — стать лидером по продаже в России компьютеров и серверов под собственной торговой маркой» |
По сравнению с 2001 годом суммарный оборот группы вырос на 80% и составил 4,28 млрд руб. Примечательно, что столь значительного роста доходов удалось добиться при увеличении штата всего на 35 человек (или на 12% по сравнению с численностью сотрудников в 2001 году). Таким образом, удельный годовой оборот на одного сотрудника вырос за год примерно на 61%. Согласитесь, завидный рост производительности труда.
Заметим, что едва ли не двукратный рост доходов группы «Аквариус» произошел на фоне перестройки ее бизнеса. Так, минувшим летом в составе холдинга была образована новая компания «Аквариус Финанс». В ее задачи входят организация более эффективного управления финансовыми потоками внутри группы, выполнение функций внутреннего казначейства, регулятора торгового и инвестиционного финансирования, привлечение сторонних денежных ресурсов и размещение свободных активов на фондовом рынке.
В этой связи нельзя не упомянуть еще об одном важнейшем событии — выходе группы «Аквариус» на фондовую биржу. Прошлой осенью началась реализация программы внешнего финансирования производственных проектов на общую сумму 1 млрд рублей. Именно в этих целях уставной капитал холдинга увеличен с 1 до 7 млн долл.
Помимо управления денежными потоками в интересах самой группы «Аквариус Финанс» постепенно осваивает новое поле деятельности. Фирма становится своего рода финансовым посредником-консультантом крупных заказчиков группы «Аквариус» и ее партнеров при внедрении масштабных проектов.
Реорганизация затронула и сравнительно молодую компанию «Аквариус Консалтинг». В ее составе появились четыре новых подразделения: департаменты продаж и управления проектами, сетевой интеграции, инженерных систем и информационных технологий. А летом 2002 года «Аквариус Консалтинг» открыла свой филиал в Санкт-Петербурге.
В рамках новой программы сервисного обслуживания на базе сервисных подразделений фирм «Аквариус» и «Аквариус Дата» создана единая служба технической поддержки. Благодаря этому в течение 2002 года число авторизованных сервисных центров группы увеличилось с 34 до 142. Общие затраты на поддержание сервисной сети составили почти 37 млн руб.
Кроме того, в прошлом году образован единый научно-технический центр, состоялись приобретение и начало реконструкции второго производственного модуля в городе Шуя, наконец, преобразована управляющая структура. Теперь холдинг официально зарегистрирован как «Группа компаний Аквариус». Кстати, на пресс-конференции было объявлено о «рокировке» в звене высшего менеджмента: бывший председатель совета директоров группы Леонид Гольденберг стал ее президентом, а предыдущий президент Игорь Галкин — председателем совета директоров.
Доходы структурных подразделений холдинга распределились следующим образом. Наибольший рост бизнеса продемонстрировала интеграторская фирма «Аквариус Консалтинг»: ее оборот вырос на 227% и составил 652,4 млн руб. Оборот компании «Аквариус Дата» увеличился на 56% и достиг 2,2 млрд руб. А производственная компания «Аквариус» заработала за год 1,4 млрд руб. — на 89% больше, чем в 2001 году.
Как сообщил генеральный директор производственной компании «Аквариус» Владимир Шибанов, в 2002 году реализовано свыше 144 тыс. персональных компьютеров и 7274 серверов под собственной торговой маркой. Таким образом, прирост объема продаж составил в штучном исчислении 71,5% в сегменте ПК и 57,8% — в сегменте серверов.
Сославшись на данные международной исследовательской фирмы IDC, Шибанов сообщил, что «Аквариус» занимает второе место по продажам ПК и серверов в нашей стране (в единицах изделий). Лидерство принадлежит HP. А вот среди российских производителей серверов «Аквариус» занял верхнюю строчку рейтинга.
Вот как выглядела структура продаж серверов «Аквариуса». Более 36% пришлось на системы, предназначенные для защиты информации. Кстати, их выпуск был освоен только в прошлом году, но они оказались очень востребованными в России. Серверов класса Professional и Economy (масштаба предприятия и рабочих групп) реализовано соответственно 37 и 14% общего количества. Для применения в сфере телекоммуникаций выпущено 13% серверов. А структура продаж ПК была такой: 65% из них были оснащены процессорами Celeron, около 30% — Pentium 4, наконец, 3% собраны на базе микрочипов Pentium III и 2% — AMD.
За отчетный период число партнеров «Аквариуса» увеличилось до 670, а средние годовые закупки на одного партнера выросли на 31%. Через каналы дистрибуции и VAR-партнеров реализовано 63% ПК и 54% серверов под маркой Aquarius. При этом 37% ПК и 46% серверов продано по федеральным контрактам через «Аквариус Дата».
Как заявил Гольденберг, задача производственной компании «Аквариус» на 2003 год — стать лидером по продажам в России компьютерной техники под собственной торговой маркой. В частности, на 70% вырастет производство серверов (их будет выпущено 12 тыс. штук). Прогнозируется некоторое увеличение доли серверов, предназначенных для защиты информации и для предприятий отрасли телекоммуникаций, но в целом модельный ряд не претерпит значительных изменений. Объем производства ПК планируется довести до 200 тыс. в год. Вдобавок на российском рынке вскоре появятся мониторы под торговой маркой Aquarius.
В наступившем году «Аквариус Дата» планирует увеличить оборот на 40%. Руководство фирмы надеется, что при этом акцент все больше станет смещаться в сторону ИТ-услуг. Перед фирмой «Аквариус Консалтинг» стоит задача дальнейшего роста ее доли на рынке консалтинга и системной интеграции. Планируется, что по результатам года она войдет в десятку крупнейших системных интеграторов страны.
Реструктуризация бизнеса группы «Аквариус» продолжится. В ближайшее время на базе объединенной сервисной службы будет создана самостоятельная компания, ближайшая цель которой — превратиться из дотационной в прибыльную. Кроме того, группа продолжит реализацию программы внешнего финансирования и начнет подготовку к первому публичному размещению своих акций на открытом рынке (IPO).