В начале декабря сразу несколько «игроков» российского ИТТ-рынка праздновали свое десятилетие. Среди них — фирма «Российская телекоммуникационная сеть» (РТС), оказывающая услуги под торговой маркой «Роснет». В последние годы руководители РТС не боятся предоставлять СМИ разнообразную количественную информацию, характеризующую деятельность возглавляемой ими организации. Не стала исключением и пресс-конференция, приуроченная к первому «круглому» юбилею.
ГЕОРГИЙ СУШИЛИН: «Беспроводная сеть РТС позволяет удовлетворить 60% заявок пользователей в Москве» |
Поскольку 2002 год еще не закончился, журналистам были представлены его предварительные итоги. После скачкообразного роста доходов в прошлом году фирма, кажется, вступила в фазу поступательного развития. По сравнению с 2001 годом суммарный оборот вырос на 15—20%, что в абсолютных цифрах составит 23—24 млн долл. Показатель EBITDA (прибыль до вычета налогов и обязательных платежей) находится на уровне 20%, то есть примерно 4,7 млн долл. (годом ранее — около 4 млн долл.). В общем объеме продаж оборот, связанный с предоставлением услуг связи, доминировал над доходами от системной интеграции, причем, как и планировалось, в течение года его доля продолжала расти (72 и 28% соответственно, а годом ранее — 70 и 30%).
По земле...
В ближайшие три-четыре года фирма планирует инвестировать около 30 млн долл. в развитие собственной региональной сети. В уходящем году капиталовложения составили примерно 4,5 млн долл., что несколько меньше запланированного. Тем не менее компании удалось завершить первый этап создания мультисервисной сети и добиться формирования в своем портфеле полного спектра услуг проводной связи.
Их основу составляет магистральная транспортная сеть TDM национального масштаба с 25 крупными региональными узлами. Еще около 200 местных узлов используются для предоставления услуг по протоколу X.25. В общей сложности сеть «Роснет» охватывает более 40 регионов России, и именно с активизацией работы в регионах компания связывает свое будущее.
Уже в 2003 году к филиалам в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге добавятся представительства в остальных федеральных округах, а также в двух городах-миллионерах. Фирма намерена нарастить мощность имеющихся региональных узлов связи и усилить свое присутствие в Ульяновске, Новосибирске, Находке и Хабаровске. В результате удастся перейти от работы через партнеров к схеме прямых продаж услуг.
Дальнейшее развитие получит бизнес, направленный на обслуживание средних и малых предприятий, а также частных лиц на основе коммуникационных сервисных карт (КСК). С их помощью клиенты могут оплачивать услуги телефонии, доступа в Internet, телеконференц-связи и др. По данным руководства компании, продажи карт приносят РТС около 100 тыс. долл. в месяц. Фирма уже завершила построение партнерской сети продаж КСК в Москве; аналогичная работа подходит к концу в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Иркутске. В наступающем году похожие сети будут сформированы и в других городах.
На рынке телефонии РТС делает ставку на установку собственных городских АТС. Пробным камнем стало размещение в августе 2001 года первой телефонной станции производства NEC в российской столице (индекс 781). Несмотря на оптимистичные заявления руководителей РТС, это направление развивается медленнее, чем хотелось бы. Компания планировала распродать первые 5 тыс. номеров к лету текущего года, однако этот рубеж не преодолен до сих пор. Между тем смонтированная емкость упомянутой АТС достигла обещанных 10 тыс. номеров, и в ближайшие месяц-два завершится их «привязка» к сети МГТС. Мало того, в будущем аналогичные проекты предполагается реализовать и в других городах России.
... и по воздуху
Весьма амбициозны планы компании и в сегменте распределенных беспроводных сетей передачи данных. Как известно, одна из таких сетей (диапазон 2,4 ГГц) развернута в Москве. Согласно заявлению Георгия Сушилина, технического директора РТС, сегодня она насчитывает 15 базовых станций и обеспечивает практически полное покрытие столицы и ближайшего Подмосковья, что позволяет удовлетворять 60% заявок. Последний показатель, правда, рекордным не назовешь: по данным автора, у некоторых конкурентов РТС доля удовлетворяемых заявок достигает 90%.
Возможно, ситуация изменится после выхода компании в 5-гигагерцовый диапазон. Соответствующая заявка в ГКРЧ уже подана, однако РТС здесь несколько опоздала: полоса 5,25—5,35 ГГц уже занята фирмой ArtCommunications (см. Сети, 2002, № 23, стр. 10). В итоге РТС остается рассчитывать либо на нижнюю часть данного диапазона (5,15—5,25 ГГц), либо на отдельные номиналы в районе 5,7 ГГц.
Не вполне очевидны перспективы компании и на беспроводном рынке Санкт-Петербурга, к которому столичные операторы в последнее время проявляют повышенный интерес. В Северной Пальмире РТС пока установила одну базовую станцию и ожидает выдачи разрешения на вторую. В наступающем году к ним должны прибавиться еще три.
Проблема, однако, состоит в том, что в Санкт-Петербурге фирма изначально сделала ставку на диапазон 3,4-3,6 ГГц и оборудование BreezeCOM (с августа прошлого года входит в состав Alvarion). Трудности, с которыми сталкиваются операторы сетей этого диапазона, хорошо известны: высокий уровень платежей за частотный ресурс и медленное снижение стоимости оборудования. По всей вероятности, эти обстоятельства руководителей РТС не особо смущают, и развитие проекта в Северной столице будет продолжено. Кроме того, в 2003 году строительство беспроводных сетей начнется еще в четырех городах.
Среди других ближайших планов компании стоит упомянуть постепенный перевод собственной магистральной сети на транспорт IP, внедрение услуг на базе технологий VoIP с применением оборудования Samsung и Huawei, увеличение вдвое емкости номеров доступа для предоставления услуг КСК в Москве, начало работ по созданию корпоративной телефонной сети для финансового департамента правительства Москвы. Намечены также внедрение системы сквозного мониторинга качества услуг по всей сети «Роснет», организация «горячей» линии для централизованной круглосуточной поддержки клиентов и строительство муниципальных распределенных сетей связи совместно с дочерними предприятиями «Связьинвеста».
На региональных просторах
Какую группу телекоммуникационных услуг ни возьми, стратегия компании связана с активным освоением региональных рынков. В настоящее время около 70% доходов РТС приходится на Москву и Подмосковье и лишь 30% — на другие регионы. Стратегическая цель РТС сводится к тому, чтобы уже через два-три года был достигнут «территориальный паритет», а в дальнейшем регионы приносили компании больше дохода, нежели столица.
Возможно, так оно и будет, только вот другие альтернативные операторы (в том числе располагающие заметно большими, чем у РТС, ресурсами) тоже не сидят сложа руки. Нешуточная конкурентная борьба за освоение российских телекоммуникационных просторов уже началась.
В этом отношении любопытны оценки рыночной доли компании в отдельных сегментах рынка, сделанные экспертами самой РТС и озвученные ее генеральным директором Сергеем Бирюковым: 1-2% в секторе телефонии, 4-6% на рынке услуг доступа, 15-20% в секторе передачи данных и 6-7% в области системной интеграции. Последние две цифры вызывают легкое недоумение. Заявление о том, что каждый пятый байт передаваемой в России информации транспортируется по сети «Роснет», смахивает на попытку выдать желаемое за действительное. С системной интеграцией тоже непонятно: как при доходах менее 7 млн долл. в год можно заполучить 7% этого рыночного сегмента?
На пресс-конференции можно было услышать, что средний срок окупаемости телекоммуникационных проектов РТС составляет 12—14 месяцев, а максимальный — полтора года. Результаты, что и говорить, блестящие. Только, если верить аналитикам и представителям других фирм, они ближе к теории, чем к практике. Скажем, в начале года журналистам сообщили, что в 2001 году оборот компании вырос почти вдвое по сравнению с 2000 годом. А теперь оказывается, что только на 50%. Короче говоря, маркетинг — дело тонкое, и он имеет мало общего с официальными отчетами аудиторов. Посмотрим, что нам скажут еще через год.