Федеральная целевая программа «Электронная Россия» не дает покоя руководителям российских регионов, и наиболее прозорливые градоначальники стремятся успеть к разделу бюджетного пирога. В первых рядах соискателей выступает, и небезосновательно, Москва.
Странным образом подведение итогов открытого конкурса по выбору исполнителей для реализации программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия», финансируемых по статье «Прочие расходы», в 2002 году совпало с принятием постановления правительства Москвы о городской целевой программе «Электронная Москва». По лоту №3 «Реализация концепции единой государственной системы управления и передачи данных, обслуживающей органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные и внебюджетные фонды и организации» конкурс признан несостоявшимся, и объявлен дополнительный прием заявок.
Благодаря постановлению столичного правительства, с которого должна начаться реализация городской программы «Электронная Москва», вновь образованная экономическая структура сможет вступить в борьбу за деньги федерального бюджета. При условии, если, конечно, успеет юридически оформиться и подать правильно составленную заявку.
Для реализации программы правительство Москвы поручило столичному Департаменту государственного и муниципального имущества создать ОАО «Электронная Москва», в уставной капитал которого войдут 100% акций «Мостелекома», 25% плюс одна акция ОАО «Московская телекоммуникационная корпорация» («Комкор»). Также в состав учредителей ОАО «Электронная Москва» войдет «Банк Москвы». Доля города в уставном капитале этого акционерного общества должна составить не менее 51%. Судя по всему, московское правительство так и не смогло окончательно договориться об условиях участия в программе ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», которое объединяет Останкинскую башню и региональные телерадиопередающие центры, ибо в постановление вошла интересная формулировка: «...предусмотреть участие в ОАО «Электронная Москва» Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Для завершения переговоров еще есть трехмесячный срок, в течение которого будет разрабатываться техническое задание на Программу ЭМ и технико-экономическое обоснование ее реализации. В качестве составных частей оно включит в себя работы по проектам «Последняя миля», «Мосгортелепорт» и развитие Московской волоконно-оптической сети.
В планах развития столицы Программе ЭМ выделено приоритетное место, поскольку в состав координационного совета по ее реализации, помимо мэра Юрия Лужкова, вошли четыре его заместителя, председатель Московской городской думы Владимир Платонов, министры правительства Москвы, а также куратор ФЦП «Электронная Россия» от Минсвязи Андрей Коротков, гендиректор Российской телевизионной и радиовещательной сети Геннадий Скляров и другие серьезные люди.
Вряд ли целью создания подобной структуры является попытка освоить 2 млн руб., достающихся победителю конкурса, но надо учитывать, что на базе этой концепции будут разрабатываться технические задания (а впоследствии — и реализация) типовых проектов систем государственного и местного самоуправления. Это уже совсем другие задачи и бюджеты. Вдобавок, если будет рекомендовано типовое решение, разработанное без участия московских специалистов, то, скорее всего, столице придется идти, как обычно, своим путем и разрабатывать собственную систему «с нуля», что экономически неэффективно.
Важную роль в успешном развитии проекта играет возможность обеспечения перспективными услугами связи органов государственной власти и управления.
Высокий приоритет Программы ЭМ подсказывает, что столичные власти начинают борьбу за перераспределение информационных потоков, возникшее вследствие децентрализации каналов доставки информации. Пожар на Останкинской телебашне показал уязвимость монополиста, но весомой альтернативы ему так и не появилось. Объединение в одну компанию ускорит процесс интеграции двух параллельно развивавшихся и подчас конкурировавших друг с другом широкополосных телекоммуникационных инфраструктур — Московской волоконно-оптической сети, созданной и управляемой компанией «Комкор» и кабельной сети «Мостелекома».
Координацию муниципального проекта с ФЦП «Электронная Россия» предполагается осуществлять в рамках некоммерческого партнерства «Комитет по мультимедийным системам г. Москвы» с участием федеральных и муниципальных государственных структур, включая Министерство экономического развития и торговли, Министерство по связи и информатизации, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации, ФАПСИ и др.
Созданная «Комкор» Московская волоконно-оптическая сеть уже сегодня может обеспечить городским органам власти и управления те возможности и услуги, которые в рамках ФЦП «Электронная Россия» намечается достичь лишь к 2006-2010 годам. Так или иначе, московские власти не прочь переложить часть финансового бремени по ее эксплуатации на федеральный бюджет.
Возможно, реализация программы «Электронная Москва» не только поможет решать чиновникам их проблемы с введением электронного документооборота или преодолением межведомственной разобщенности, но удешевит доступ всех москвичей к информационным ресурсам. А сами муниципальные сайты могут наконец стать «живыми» и нужными людям.
Константин Преображенский (K.Preobrazhensky@b2b-press.ru), главный редактор журнала B2B