Трагедия, произошедшая в Нью-Йорке 11 сентября, вызвала всплеск интереса к видеоконференциям как к способу, позволяющему избегать поездок для проведения совещаний и встреч. А поскольку у многих компаний просто не хватает времени, опыта и средств для создания эффективных систем централизованного управления видеоприложениями, поставщики услуг связи предлагают достаточно большое количество собственных вариантов решения проблемы, в том числе с использованием возможностей IP-технологии.
Эксперты Network World протестировали шесть решений: IP Videoconferencing Services (фирмы InView), Glowpoint (WireOne Technologies), SeeSaw Distance Meetings (Reality Fusion), CUseeMe World (First Virtual Communications), Communicator (Eyeball Networks) и Meeting.InView (FocusFocus.com). Предложение седьмого участника, компании Sprint, не было опробовано из-за неожиданного возникновения ряда препятствий. Кроме того, два из шести предлагаемых сервисов (Glowpoint и Meeting.InView) основаны на технологии передачи данных с гарантированным качеством через VPN-соединения, в то время как остальные решения ориентированы на использование для передачи информации обычных каналов Internet. Соответственно, совместное рассмотрение таких предложений стало бы неверным шагом — в силу коренных различий в возможностях базовых технологий. В результате продукты были поделены на две группы, каждая из которых тестировалась отдельно.
В первой группе награда заслуженно досталась компании WireOne, во второй — Reality Fusion. Эти фирмы сумели обеспечить достаточное качество аудио- и видеосвязи, удобство работы пользователей и надлежащую техническую поддержку.
По сравнению с InView, в предложении WireOne были намного более четко изложены расценки, сроки и порядок оплаты услуг. Серьезные различия наблюдались и в перечне услуг, обеспечиваемых заказчику по умолчанию сразу после подключения. В решение WireOne входят периодическое обновление ПО, возможности прямого дозвона к абоненту через шлюз и перенаправления звонков. Решение InView не включает в себя ПО, которое позволяет управлять соединениями между шлюзами, тогда как технология от WireOne предусматривает установку соединений посредством контроллера домена, основанного на протоколе H.323. Благодаря его применению можно отслеживать состояние каждого подключения и настраивать дополнительные параметры, в частности, переводить все входящие звонки или только их часть в зависимости от заданных условий, перенаправлять звонки в сеть ISDN и др.
Процессы установки систем также имеют существенные различия. После того, как местный провайдер провел к точкам испытания необходимые линии связи, WireOne достаточно быстро прислал нам маршрутизатор Netopia R3500 с указанием всех необходимых параметров для настройки в каждом из офисов, так что установка всей системы управления видеоконференциями заняла всего несколько минут. В случае с InView предварительно потребовалось самостоятельно указать все IP-адреса и предоставить отдельную телефонную линию для модемного соединения, с помощью которого техники компании удаленно сконфигурировали доставленный ранее VPN-роутер. После настройки IP-адресов понадобилось еще два дня на устранение возникших неполадок и обеспечение корректной настройки всех параметров в сети провайдера.
Что же касается установки и настройки решений для организации видеоконференций, базирующихся на возможностях Internet, все обстояло несколько проще. В данном случае пользователь не зависит от сроков доставки и установки оборудования — он осуществляет их собственными силами. Передача ПО заказчику представляет собой простейшую загрузку необходимых программ с сайта разработчика и последующий запуск программы инсталляции. Некоторое значение при этом играют размеры установочного модуля: они варьируются от 6 Мбайт у SeeSaw Communicator до 300 Кбайт у FocusFocus. За исключением ПО FocusFocus, отказавшегося функционировать под Windows XP, все остальные программы работали на любых платформах. Они легко настраивались для обеспечения максимального качества, получая информацию о подключенных к системе Web-камере микрофоне и звуковых колонках непосредственно из настроек системы (с использованием соответствующих драйверов).
Единственной сложностью оказалось обеспечение работы ПО организации видеоконференций в корпоративной сети с установленными в ней PROXY-сервером и межсетевым экраном. Нам не удалось получить доступ из такой локальной сети ни к одному из сервисов, несмотря на строгое следование рекомендациям каждого из поставщиков.
Процесс дальнейшей работы с системами также оказался достаточно познавательным. Во-первых, выявилась огромная разница в качестве сопроводительных документов и обучающих программ. По вполне понятным причинам документация для QoS оказалась более детальной и проработанной. Оба провайдера, предоставляющие услуги на базе IP-VPN, передали нам исчерпывающие инструкции по работе с системой, демо-версию и описание обработки вызовов на примере клиентского приложения Polycom ViewStation.
Непосредственное проведение конференций между двумя и более пользователями показало серьезные различия в качестве работы Internet-приложений. Все сеансы связи начинались с выбора и указания оптимальных знаний аудио-/видеопараметров, необходимых для достижения максимального качества звука и изображения. Тестерам не понравился дизайн интерфейса клиентской части FocusFocus: по их мнению, он слишком перегружен информацией и плохо оформлен с точки зрения визуального представления. CUseeMe Pro имеет тот же дизайн, который использован в упрощенной версии продукта. Клиентская часть Eyeball оказалась обладательницей интуитивно понятного интерфейса с возможностью одновременной работы с несколькими окнами. Интерфейс SeeSaw запомнился стильной навигационной панелью с элементами управления и списком собеседников. Тестерам пришлась по вкусу реализованная в этом интерфейсе идея графического представления состояния системы с помощью иконок. Кроме того, приложение позволяет пользователю записывать текущую конференцию, но, к сожалению, создаваемый программой файл формата AVI содержит только видеоряд (без звука).
Нужно констатировать, что предлагаемые провайдерами сервисы практически свели на нет возможность совместного использование видеоконференций, доступную для клиентских приложений. Это касается First Virtual Communications, Eyeball и Reality Fusion; а в FocusFocus требуется установка дополнительного модуля. А в приложении WireOne из-за строгости контроля за соединением и потоком данных пользователь не может открыть параллельное соединение T.120 во время сессии H.323, поэтому при работе приложений нельзя начать сеанс NetMeting или WebConference (эти средства являются стандартными для Windows-платформ). Единственный способ — применение встроенной в WireOne системы передачи слайдов, сформированных из презентации PowerPoint.
За исключением FocusFocus, которая не смогла обеспечить приемлемую связь одновременно с несколькими собеседниками, все программы без проблем поддерживают конференцию между четырьмя-пятью собеседниками. При наличии большего числа участников предоставляется возможность так называемого «активного присутствия» — все собеседники видят друг друга на экране, разделенном на соответствующее количество частей. В качестве альтернативы «активного присутствия» в продуктах InView и WireOne предусмотрено переключение собеседниками активных сеансов. Особняком стоит SeeSaw Distance Meetings от Reality Fusion По словам разработчиков, эта система способна одновременно поддерживать до 150 собеседников, хотя одновременно отображаться на экране могут только шесть из них.
Следует сказать несколько слов о совместимости сервисов видеоконференций. Если QoS-решения, в частности WireOne, допускают соединение с аналогичными системами на базе ISDN через внешние порты, то в случае применения нескольких Internet-приложений потребителям придется договориться об использовании лишь какого-то одного из них.
Общие выводы, к которым мы пришли после тестирования всех систем, заключается в следующем. Наличие гарантированного уровня сервиса (QoS) действительно необходимо лишь в тех случаях, когда требуются высокое качество, надежность и безопасность связи. Эти условия обязательны для проведения видеоконференций серьезного уровня. Основанные на использовании технологий Internet и привычные для пользователей чатов, приложения отлично подходят рядовым сотрудникам компаний. При выборе предложения поставщика услуг стоит обратить внимание на различия в способах установки и оплаты. Если видеоконференции, основанные на Internet-технологии, обычно оплачиваются по принципу «сколько наговорил, столько и заплатил» (или вообще бесплатно — CUseeMe World от First Virtual Communications), то системы гарантированной связи требуют приобретения сетевого оборудования и вложений в виде фиксированной абонентской платы. И разумеется, установить систему, работающую через Internet, гораздо проще, нежели настраивать и поддерживать сетевое оборудование и сложное ПО для обеспечения QoS.
Кристин Перей (cperey@perey.com) — президент компании Perey Research & Consulting, занимающейся консультированием и рыночными исследованиями в области корпоративных видеоприложений