Готовится проект положения о системе добровольной сертификации
Среди главных задач Министерства связи РФ на ближайший год специалисты указывают создание системы добровольной сертификации операторов связи и разработку соответствующих нормативных положений. Об этом сообщила на прошедшей в декабре конференции Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) начальник управления сертификации Минсвязи Людмила Юрасова.
Выработка нормативных документов и утверждение методологии добровольной сертификации — задача не из легких. И дело не только в том, что добровольность процедуры подразумевает подтверждение качества услуг по заявленным оператором характеристикам (а значит, не удастся формализовать отношения между заявителем и уполномоченным органом), но и в отсутствии мировой практики в этой области.
На Западе существует сертификация систем качества, но в российской связной отрасли наряду с ней планируется ввести и сертификацию услуг операторов связи. Некоторый опыт в данном направлении уже накоплен. Ряд коммерческих организаций, работающих, как правило, с корпоративными клиентами, прошли добровольную сертификацию качества предоставляемых услуг. Юрасова подчеркнула, что для них это было интересно и выгодно, однако выявились и очевидные методологические проблемы добровольной сертификации, связанные с тем, что пользователь услуг не может сравнивать сертификаты с точки зрения потребительских параметров.
Причина состоит в том, что сами регистрируемые параметры и методики их оценки разнятся в каждом конкретном случае. Поскольку оператор самостоятельно определяет набор параметров, он зачастую манипулирует понятиями «услуга» и «сервис», пользуясь неразберихой в общепринятой терминологии. К примеру, из маркетинговых соображений некоторые заявители квалифицируют как услугу связи платежи с помощью предоплаченных карточек. Между тем в классификаторе услуг Минсвязи РФ отсутствует понятие хостинга.
Вообще же весь спектр телекоммуникационной деятельности включает в себя предоставление основных и дополнительных услуг. Оценка качества основных услуг (и их сертификация) относится к компетенции Госсвязьнадзора, и такая процедура является обязательной для предприятий связи, действующих на территории России. Но перечень основных социально значимых услуг достаточно ограничен: это в первую очередь местная, междугородная и международная телефонная связь. Понятно, что в данный список вошли далеко не все направления деятельности операторов, обслуживающих прибыльный корпоративный сектор. Дополнительные услуги, в том числе столь важные, как доступ к Internet, параметризируют сами операторы, зачастую руководствуясь субъективными критериями.
Людмила Юрасова заявила, что в рамках разрабатываемой системы добровольной сертификации методики и параметры оценки каждой услуги будут одинаковыми. Таким образом, потребитель получит возможность сравнивать предложения операторов и выбирать те из них, которые соответствуют его требованиям к качеству обслуживания. Проект положения о системе добровольной сертификации уже подготовлен и в скором времени будет вынесен на всестороннее обсуждение. К этому процессу намечено привлечь не только различные департаменты Минсвязи и прочие административные отраслевые структуры, но и самих операторов, а также действующие в нашей стране союзы потребителей.
Согласно проекту, функции сертифицирующего органа в новой системе будет исполнять Министерство связи. В его задачи войдет аккредитация уполномоченных центров (или лабораторий), которые должны вести непосредственную работу с заявителями. Пока эта система окончательно не утверждена, роль уполномоченных центров возложена на 10 лабораторий, аккредитованных в системе обязательной сертификации в отрасли связи. Данные учреждения имеют богатый опыт работы с производителями оборудования и операторами, поэтому накопленные ими знания предполагается активно использовать при создании соответствующих нормативных документов.
Введение института добровольной сертификации качества и услуг операторов связи, по сути, означает формирование нового конкурентного рынка в сфере телекоммуникаций. По замыслу разработчиков, конкуренция может возникнуть как между различными аккредитованными организациями в рамках одной системы, так и между альтернативными системами. Естественно, важным конкурентным преимуществом сторон станет разумная ценовая политика. Подтверждение заявленных операторами характеристик — процесс достаточно трудоемкий, поэтому стоимость услуг аккредитованных центров должна соответствовать их трудозатратам. Ни о каком ценовом регулировании «сверху» не может быть и речи, поскольку объем этих трудозатрат обусловлен тем, какие параметры качества услуг хочет подтвердить оператор, а здесь все зависит от фантазии заявителя.