ЯКОВ КАУЛЬ: «Нам первыми разрешили войти в Россию»

На пресс-конференции вице-президента израильской компании Amdocs Якова Кауля, состоявшейся в рамках форума «Телеком биллинг 2001», было объявлено о предстоящем открытии московского представительства компании. Между тем первый проект сотрудничества с российским оператором можно считать свершившимся фактом. АО «ВымпелКом» приняло окончательное решение об инсталляции биллинговой системы Amdocs Ensemble с целью развития услуг следующего поколения.

В рамках форума «Телеком биллинг 2001», состоявшегося в Москве в середине декабря, произошло событие, заслуживающее особого внимания участников рынка программного обеспечения для операторов связи. Речь идет о пресс-конференции вице-президента израильской компании Amdocs Якова Кауля, на которой прозвучало публичное заявление об организации бизнеса этой фирмы в России. Москва станет 18-м городом Европы, где крупнейший мировой производитель систем биллинга, CRM и OSS откроет свое бюро.

«Нам первыми разрешили войти в Россию», — загадочно изрек Яков Кауль. На первый взгляд, смысл этих слов не вполне ясен, но если внимательно присмотреться к ситуации на отечественном рынке автоматизированных систем расчетов (АСР), все встанет на свои места. Действительно, Amdocs стал первым «от начала и до конца» зарубежным разработчиком систем биллинга, не только заявившим о намерении прийти в Россию, но и совершившим сделку с российским оператором. Причем не с каким-нибудь, а с «ВымпелКомом», прочно удерживающим второе место по капитализации среди отечественных предприятий связи.

Единственная неясность упомянутой фразы состоит в том, что не очевидно, какая организация «разрешила войти» в нашу страну. Возможно, вице-президент Amdocs здесь подразумевал не Министерство связи РФ, ранее занимавшее откровенно лоббистскую позицию в пользу российских производителей АСР, а именно «ВымпелКом», который рискнул установить у себя еще не прошедшую обязательную сертификацию систему.

Насчет сертификации и локализации системы Amdocs Ensemble Яков Кауль призвал не волноваться. Процесс идет, и в скором времени он будет успешно завершен, поскольку производитель пообещал это сделать своему первому и очень крупному российскому заказчику.

Хотя в нашей стране этот производитель делает лишь первые шаги, во всем мире он уже завоевал заслуженную известность. По оценке Кауля, на долю продуктов Amdocs приходится 27-28% общемирового объема тарифицируемых услуг связи, а годовой оборот компании достиг в 2001 году 1,53 млрд долл. Главным доказательством качества продукции Яков Кауль считает тот факт, что до сих пор никто из клиентов Amdocs не заменил действующие системы биллинга и CRM на решения других производителей. Кроме того, в прошлом году продукты этого разработчика были награждены престижной премией Billing Word?s.

Награды и громкие заявления, как известно, способствуют продвижению на новые рынки. Однако у Amdocs есть одно безусловное конкурентное преимущество, в том числе перед отечественными разработчиками. Это — обширный бизнес-кейс, в который вошли успешные проекты, реализованные в содружестве почти со всеми крупнейшими проводными и беспроводными операторами США и Европы.

Мало кто может похвастаться, к примеру, действующей системой обнаружения действий телефонных злоумышленников (Fraud Management) — она рассчитана на обслуживание 45 млн абонентов немецкого национального оператора Deutsche Telekom. Не менее амбициозные проекты были реализованы с компаниями Vodafone, Orange, Nextel, Sprint и многими другими. Конечно же, если речь пойдет о масштабируемости и отказоустойчивости систем биллинга (что актуально для динамично развивающихся операторов), то ни одна из наших фирм-разработчиков не найдет достаточных аргументов, чтобы возразить Amdocs.

Впрочем, оппонентов должна успокаивать немногочисленность операторских компаний, чьи финансовые возможности позволяют приобрести решения Amdocs. Зарубежные биллинговые системы вообще отличаются высоким уровнем цен, а про решения Amdocs и говорить не приходится: сам Яков Кауль сравнил эти продукты с автомобилями класса «роллс-ройс». Сюда же необходимо добавить стоимость услуг по доработке и интеграции тиражируемых продуктов в соответствии с конкретными требованиями заказчика. На нынешнем этапе развития отрасли найдется разве что десяток клиентов, теоретически способных «переварить» предложения от поставщика «роллс-ройсов» для биллинга.

Как и подобает лидеру рынка, на завоевании «ВымпелКома» Amdocs останавливаться не намерена. Помимо сотовых операторов, чья абонентская база реально растет (а соответственно повышаются их требования к надежности АСР), в нашей стране появляются новые классы компаний, которые могут заинтересоваться решениями подобного калибра. Это укрупняемые региональные предприятия связи, входящие в холдинг «Связьинвест», а также операторы крупнейших ведомственных сетей. Правда, и в том и в другом случаях перспективы Amdocs далеко не безоблачны.

Региональные «Электросвязи» исторически тяготеют к отечественному производителю, и такую тенденцию сложно нарушить в одночасье. Кроме того, они остаются по сути монопольными игроками на региональных рынках, а продукты Amdocs рассчитаны на высококонкурентную рыночную среду.

Ведомственные предприятия связи, со своей стороны, имеют достаточные денежные средства для развития инфраструктуры, но не осознают, куда и зачем их следует направлять. Одним из стратегических партнеров Amdocs является консалтинговая фирма Accenture, но, по словам Кауля, это не спасет положения при отсутствии у оператора представления о том, как нужно развивать свой бизнес. Amdocs не хочет брать на себя роль советчика и консультанта и считает, что для внедрения предлагаемых им решений заказчик должен «дозреть» самостоятельно.


На смену «лоскутной» автоматизации

Подзабытый термин «лоскутная» автоматизация вновь выходит на повестку дня, причем (что довольно неожиданно) в отрасли телекоммуникаций. Неожиданно — потому что эта сфера у нас всегда считалась одной из наиболее информатизированных и компьютеризированных. Как выясняется, подобный взгляд был продиктован бытующими на уровне пользователя услуг стереотипами, а не серьезным анализом бизнес-процессов внутри предприятия.

Действительно, каждый оператор связи имеет в своем распоряжении автоматизированную систему расчетов, которая как минимум, позволяет тарифицировать предоставляемые услуги и выставлять счета абонентам. Но практика доказывает, что сравнивать биллинговую систему оператора связи с системой управления и планирования ресурсов предприятия (ERP) не вполне корректно. Более справедливой является аналогия биллинга с автоматизированными технологическими процессами, за которые отвечают программные продукты класса АСУ ТП. Наличие функционирующих АСУ ТП не освобождает любое крупное предприятие от необходимости внедрения систем класса ERP, а также модулей CRM, SCM и много чего другого — в зависимости от вида деятельности и организационной структуры. В силу этого проблема комплексной автоматизации перед отечественными телекоммуникационными операторами стоит так же остро, как и в других, менее «информатизированных» отраслях.

Крупнейший российский сотовый оператор «ВымпелКом», помимо биллинговой системы, использует еще 17 различных информационных платформ, «закрывающих» отдельные технологические и бизнес-процессы. В их число входят управление сетевыми ресурсами, финансовыми и материальными потоками, ведение бухгалтерской отчетности и внутреннего документооборота, планирование и контроль хозяйственной деятельности, персонализация взаимоотношений с клиентами. В связи с тем что перечень предоставляемых услуг расширяется, а контроль за качеством обслуживания клиентов ужесточается, сложность информационной инфраструктуры предприятия растет едва ли не в геометрической прогрессии. В развитии «ВымпелКома», по-видимому, наступил тот кульминационный момент, когда вживление дополнительных «лоскутов» автоматизации перестало повышать эффективность управления деятельности компании. Поэтому единственным выходом для руководства стало приобретение комплексной платформы, поддерживающей функциональность систем биллинга, взаимодействия с клиентами, анализа и реагирования на события, управления продажами и маркетингом.

Мы знаем, что выбор «ВымпелКома» был весьма непростым. До заключения контракта с Amdocs на поставку комплексного продукта Ensemble предпринимались попытки установить системы подобного же уровня функциональности, разработанные другими российскими и совместными предприятиями. Еще один сценарий предполагал довести действующую биллинговую систему от «Атлант-Информа» до соответствующих требований по нагрузочной и функциональной масштабируемости. Все эти попытки закончились неудачей, и теперь «ВымпелКом» решил применить «тяжелую артиллерию» зарубежного производства. Запуск в эксплуатацию новой биллинговой системы намечен на первый квартал следующего года, а сам проект начнется с инсталляции модуля взаимодействия с клиентами C-CRM Navigator.