Эрве Крефф: «Мы являемся сегодня свидетелями соревнования между американской и европейской группами стандартов» |
Главными задачами форума «Как сделать бизнес с помощью интерактивного телевидения в России», прошедшего под эгидой международной выставочной фирмы Discop, стали оценка потенциала российского рынка телеиндустрии и обмен профессиональным опытом. В рабочую программу вошли тематические презентации услуг и технологий таких известных поставщиков продуктов для интерактивного телевидения (iTV), как Canal+ Technologies, Open TV и NDS. Участие в работе конференции приняли около ста представителей российских телекомпаний, операторов кабельных и спутниковых телесетей, разработчиков прикладного ПО.
Оценивая современное состояние отечественного цифрового телевещания, главный советник НАТ (Национальной ассоциации телерадиовещателей) Александр Городников заявил, что Россия «находится на дальних подступах к массовому распространению цифрового и интерактивного ТВ». Особенностью национального рынка телемедиа является ориентированность на общеевропейские стандарты, прежде всего на платформу DVB (Digital Video Broadcasting). Отмечалось, что использование стандартов DVB поможет обеспечить оптимальное сопряжение отечественного цифрового вещания с частотным распределением в приграничных странах.
Коммерческий менеджер по Восточной Европе Open TV Алексей Гехт выступил с кратким обзором международных проектов в области интерактивного телевидения. По его словам, услугами британского оператора BSkyB пользуются сегодня 5,5 млн абонентов. Польский Polsat всего за два года смог расширить число подписчиков до 220 тыс. Это предприятие успешно развивается за счет ежемесячных абонентских платежей в размере всего 6 долл. за расширенный пакет услуг.
Модели построения iТV-бизнеса, представленные участникам конференции, объединяет принцип «от простого — к сложному». В качестве первого шага владельцам телевизионных сетей предложено расширить зрительскую аудиторию за счет повышения качества вещания и внедрения незамысловатых приложений, например интерактивной рекламы. «Для реализации такой услуги не требуется дополнительного клиентского оборудования — достаточно телеприемника и кнопочного телефонного аппарата», — подчеркнул директор Algosoft Technologies Кларанс Дюте. Он с сожалением отметил, что в России более 25% абонентов до сих пор используют аппараты с дисковым номеронабирателем.
На следующем этапе развития оператор может включить в список услуг простейшие приложения, не требующие обратной связи, такие как навигация с помощью телегида (EPG). Наконец, дополнительная прибыль от роста подписчиков позволит перейти к предоставлению сервисов усовершенствованного (по терминологии докладчиков) телевидения, включая телекоммерцию, VOD (видео по требованию), игровые и банковские приложения, доступ в Internet. Сложность перехода к последнему этапу состоит в том, что телезрителей нужно убедить в безопасности транзакций.
Директор по маркетингу Canal+ Technologies Эрве Крефф провел презентацию системы доступа к медиа-ресурсам MediaGuard, обеспечивающей целостную доставку оплаченного телевизионного содержания и защиту канала обратной связи. «Пиратство может уничтожить ваш бизнес», — поддержал тему менеджер по развитию компании NDS Джереми Мэддокс, представляя ПО Open Video Guard. В отличие от MediaGuard, разработанное в NDS решение поддерживает большинство индустриальных стандартов, платформ и технологий, в том числе ATSC.
В числе проблем, препятствующих широкому распространению цифрового и интерактивного телевидения, участники конференции назвали несовершенство российского законодательства об электронной коммерции, недостаточное финансирование отрасли и жесткую вертикальную структурированность рынка. Пока даже в Европе отсутствуют универсальные телеприставки (STP), способные принимать сигналы спутникового, кабельного и наземного телевещания. Вместе с тем о существовании конкурирующих платформ Web-TV (Microsoft) и DTV-Navigator (Oracle и Netscape) на конференции упоминалось как-то вскользь, из чего можно было сделать вывод о том, что таковые решения пока еще не стали стандартными в iTV.
Крефф сообщил по этому поводу следующее: «Cегодня мы являемся свидетелями соревнования между американской и европейской группами стандартов. Я считаю, что их объединение возможно в обозримом будущем. Полагаю, что через два-три года в основу глобального стандарта будет положена европейская платформа MHP (Multimedia Home Platform)».
Говоря об отечественном интерактивном телевидении, уместно привести несколько фактов, характеризующих реальное состояние дел. Первый — принятие 26 мая 2000 года постановления Правительства РФ «О сближении радиочастот Российской Федерации с международным распределением полос радиочастот», в соответствии с которым на территории России будут применяться системы цифрового вещания общеевропейских стандартов. Второй — замораживание на неопределенное время проекта компании ARRAVA IMC, ориентированного на использование системы Web-ТV.
Кроме того, президент «Рикор» Армен Маргарян рассказал о разработанной этим холдингом концепции создания двух собственных каналов iTV. Один из них предназначен для широкой зрительской аудитории, другой — для профессионалов в области медицины. Планируется ежедневная 16-часовая трансляция многопотокового телесигнала на мониторы персональных компьютеров, установленные в клиниках и профильных учебных заведениях. Обратная связь будет осуществляться через Internet.
Представители столичного оператора «Комкор ТВ» заявили о полной технической готовности к началу предоставления услуг цифрового и интерактивного телевещания. Сообщалось, что около 20 тыс. подписчиков компании в московских районах Чертаново и Хамовники уже используют аналоговые кабельные сети для широкополосного доступа в Internet. Тем не менее о наличии масштабного спроса на ТВ-услуги нового поколения говорить пока преждевременно.