Государственный университет «Высшая школа экономики» и фонд «Новая экономика» (он учрежден для общественного обсуждения проблем, связанных с ФЦП «Электронная Россия») провели семинар «Совершенствование правового регулирования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)»
За последние несколько лет в аппарате Правительства РФ рассмотрено несколько десятков проектов. Подавляющее большинство из них отклонено как не обеспечивающие четко определенной общественной пользы. Сейчас правовое поле в области ИКТ, по словам начальника Правового управления аппарата Государственной думы Владимира Исакова, напоминает болото, по которому кое-где проложены отдельные дощечки-законы. Ситуация, когда компании обращаются для разрешения конфликтов в суд, создавая тем самым судебные прецеденты, совершенно нормальна, считает Исаков, тем более что в Конституции и Гражданском кодексе основные спорные моменты так или иначе урегулированы.
В настоящее время подготовлены ко второму чтению в Думе законопроекты «Об электронно-цифровой подписи (ЭЦП)» и «Об электронной торговле». Кроме того, внесен на рассмотрение еще один важный проект закона — «Об электронном документе» (правда, пока его считают «сырым»). Рассматриваются проекты законов «Об информации персонального характера», «О праве на информацию» (названный экспертами замечательным образцом законопроектной дикости) и «О внесении дополнений в федеральный закон ?О бухгалтерском учете?».
По мнению Исакова, обществу действительно необходимы лишь законы об ЭЦП и электронном документе, а также закон об информационных ресурсах, которого пока нет в федеральной программе. Что же касается остальных, для достижения желаемого результата достаточно включить в Гражданский кодекс положения, отражающие специфику ИКТ, например договоры о предоставлении провайдерских услуг и т. п.
Как сообщил замруководителя Департамента информатизации Минсвязи РФ Иван Курносов, в его ведомстве работа в данной области идет по двум направлениям: приводятся в соответствие с российскими реалиями и другими нормативными актами законодательные акты об информатизации, принятые в 1995-1996 годах, и готовится новая редакция закона «О связи» (в настоящее время рассматривается правительством). Обвинения в ведомственном подходе при разработке законопроектов Курносов отмел как неконструктивные, заявив, что в процессе их принятия Дума учитывает интересы всего общества.
Однако подходы законодателей и участников ИТ-рынка к совершенствованию нормативной базы существенно различаются. С точки зрения создателей нормативных актов, любой закон лучше, чем его отсутствие (весь Internet, например, представляет собой «правонарушающее пространство»). Быстрее всего, заявил Курносов, принимаются законы, которые «всем одинаково не нравятся». Представители бизнеса, позицию которых озвучил начальник юридического отдела компании «Глобал Один» Михаил Якушев, считают, что внимание общественности и Госдумы приковано к решению частных вопросов и что нет смысла плодить сложные либо отстающие от реалий законы (к каковым он относит закон об ЭЦП). Во-первых, их будет трудно изменить, во-вторых, работать они не смогут, как не работают законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене».
Телекоммуникационные и ИТ-компании нуждаются прежде всего в изменении таможенного и налогового законодательства, и они хотели бы, чтобы «законники» в своей работе руководствовались принципом «не навреди». Принятие же закона об ЭЦП отнюдь не критично для развития бизнеса, тем более что в своем нынешнем виде он регламентирует применение одной-единственной технологии асимметричных ключей и, по сути, выродился в ограничительный правовой акт. Кроме того, по словам Якушева, поступающие в Думу законопроекты содержат «лукавые приписки», гласящие, что в случае принятия новых законов внесения изменений в действующее законодательство не потребуется. Таким образом, новые нормативные акты выпадают из контекста существующей законодательной базы.
В первом квартале 2002 года Минэкономразвития, Минюст и Минсвязи проведут экспертизу существующей законодательной базы с целью разработки концепции развития права в области ИКТ. На конец следующего года запланировано создание модели взаимодействия бизнеса и государства в области выработки стандартов, а также комплекса мер по оптимизации системы государственного надзора в области ИТ и телекоммуникаций, по снятию административных барьеров.
Семинары по «Электронной России» (на которых будут «сверять часы» представители законодательных органов, ведомств и сферы бизнеса, вовлеченные в процесс реализации программы) планируется сделать периодическими.