Листая материалы последнего симпозиума ITxpo компании GartnerGroup, состоявшейся в начале октября в Орландо (шт. Флорида, США), я наткнулся на любопытный тезис: эксперты этой фирмы рекомендуют своим клиентам приобретать устройства для сетей передачи данных и оборудование пакетной телефонии у разных(!) поставщиков.
На фоне повальной конвергенции и нескончаемого потока публикаций о необходимости интегрировать все и вся подобный совет от GartnerGroup прозвучал как гром среди ясного неба. Фактически аналитики компании подписались под тем, что в течение многих лет напрасно убеждали своих клиентов (а вместе с ними и всю армию потенциальных заказчиков) в целесообразности складывать все яйца в одну корзину. Такое признание дорогого стоит.
Лет пятнадцать назад один мой знакомый, специалист по математической статистике, признался мне, что искусство доказательства в математике достигло такого уровня, что ему не составит труда строго обосновать истинность любого из двух прямо противоположных утверждений. Конечно, подобные заявления не стоит воспринимать буквально, и обсуждали мы далеко не отвлеченные материи, но аналитика в области современных сетевых и телекоммуникационных технологий, кажется, достигла еще больших высот. Во всяком случае, аргументы Gartner в пользу новой концепции звучат не менее убедительно, чем ранее выдвигавшиеся соображения в пользу старой.
Нельзя не признать, однако, что есть в них своя сермяжная правда. Во второй половине 90-х годов поставщики телекоммуникационного оборудования из кожи вон лезли, лишь бы завладеть сразу двумя «мирами» — голоса и данных. Собственно, сетевые фирмы, быстро сориентировавшись и выбрав правильный курс, действовали медленно но верно. Ни Cisco, ни 3Com не стремились и, думаю, никогда не будут стремиться выйти на рынок учрежденческих АТС, тем не менее продукты первой компании, реализующие архитектуру AVVID и объединенные в серию NBX системы бизнес-телефонии второй, успешно решают уготованные им задачи.
А вот фирмам, традиционно специализировавшимся на телефонии, пришлось изрядно попотеть. Не выложив крупную сумму, нечего было и мечтать занять место под солнцем на рынке оборудования передачи данных. Состоявшиеся поглощения хорошо известны: Nortel/Bay Networks, Alcatel/Newbridge, Lucent/Madge... Список нетрудно продолжить. Однако хлопоты гигантов рынка связного оборудования не сводились лишь к щедрому финансированию подобных сделок. Если поглощение начинающей фирмы проходило сравнительно безболезненно, то ассимиляция крупной корпорации могла растянуться на годы. К тому же технологический и продуктовый потенциал приобретенной организации далеко не всегда удавалось использовать на все сто. Любопытно в этой связи подсчитать, сколько продуктов бывшей Bay Networks не нашло своего места в ассортименте Nortel. Или как долго, версия за версией, Lucent реализовывала поддержку пакетной обработки голоса в телефонных станциях DEFINITY.
Здесь мы не будем разбирать, какая из этих компаний преуспела больше, а какая — меньше. Очевидно одно: не очень повезло самой идее построения на телекоммуникационном рынке «магазинов» класса one-stop shop. Собственно, против нее и выступает сегодня GartnerGroup.
Итог многолетних усилий, направленных на создание полностью интегрированных решений, пока неутешителен. Приложения передачи голоса по IP и устройства СПД, даже выпускаемые одной компанией, пока работают под управлением разных операционных систем и требуют различных инструментальных средств для полноценного администрирования. Эта разобщенность способна свести на нет все преимущества построения конвергированной сети на базе оборудования, полученного из одних рук. Трудно сказать, в чем здесь дело. Возможно, прошло еще недостаточно времени, чтобы все подвести под единый знаменатель, а может, усилия разработчиков прикладываются не в том направлении. Но нельзя исключить и того, что затеянное объединение двух «миров» имеет некие ограничения принципиального характера.
А что же производители? Неужели многомиллиардные суммы (пусть и воплощенные в портфелях ценных бумаг), колоссальные интеллектуальные и временные ресурсы потрачены впустую, а лозунгом наступившего десятилетия станет дивергенция? Думается, что нет. Конечно, объединенные сети передачи голоса и данных уже не предстают перед пользователями в том розовом свете, в каком их изображали аналитики и маркетологи несколько лет назад, но наметившуюся тенденцию не переломить. Да и надо ли? Может, к последним рекомендациям GartnerGroup стоит отнестись с долей здорового скепсиса?