В начале ноября корпорация Ericsson объявила о подписании контракта на поставку оборудования MINI-LINK BAS для компании «Комбеллга» — одного из старейших отечественных альтернативных операторов. Напомню, что указанное оборудование использует технологию LMDS (Local Multipoint Distribution Service) и позволяет развернуть сеть широкополосного беспроводного доступа (Broadband Wireless Access, BWA) в городском масштабе. По имеющейся информации, «Комбеллга» еще до конца года намерена установить в Москве два десятка базовых станций, а в первой половине следующего — приступить к предоставлению коммерческих услуг.
Конечно, можно только порадоваться за столичных жителей, на которых в последнее время обрушивается прямо-таки водопад разнообразных телекоммуникационных сервисов. Но прежде хотелось бы уточнить несколько моментов.
Утверждение о том, что будущая беспроводная сеть «Комбеллги» станет первой сетью BWA в России, мы оставим на совести авторов пресс-релиза, распространенного от имени Ericsson. Странно находить такие перлы в официальных «информационных» документах конца 2001 года. Впрочем, с кем не бывает.
Гораздо забавнее сообщение о том, что «Комбеллга» сможет предоставлять индивидуальным пользователям по запросу полосу пропускания вплоть до 37 Мбит/с! Как говорится, свежо предание… Отечественные операторы-энтузиасты, развернувшие сети доступа по цифровым абонентским линиям, тоже не устают повторять, что технология ADSL позволяет достичь скорости передачи аж 8 Мбит/с. Вот только заглянув на сайт нашего крупнейшего провайдера услуг ADSL-доступа «ПТТ-Телепорт Москва» (в сентябре объединившегося с «МТУ-Интел»), я так и не сумел понять, сколько будет стоить эта услуга. Провайдер вообще не указывает гарантированное значение скорости передачи, ссылаясь на неудовлетворительное состояние линий связи.
Обещанные 37 Мбит/с воспринимаются как недоразумение, ибо несложно прикинуть, скольким абонентам оператор успеет предоставить такую полосу пропускания, прежде чем полностью «забьет» трафиком собственную транспортную сеть. Да и абонентам (если они появятся) оплата этой полосы обойдется в копеечку.
Теперь поставим общий вопрос: какие цели преследует «Комбеллга», затевая строительство в Москве еще одной сети беспроводного доступа? Еще одной, потому что в столичном регионе новая сеть окажется, мягко говоря, не первой. ArtCommunications, «МТУ-Информ», НЕОКОМ-Р, РОСНЕТ — вот далеко не полный перечень компаний, предоставляющих в Москве и Подмосковье услуги фиксированного беспроводного доступа. Летом прошлого года свою «беспроводку» начала строить фирма «Совинтел», в июне нынешнего — «Московская сотовая».
Конечно, разные фирмы используют разные частотные диапазоны, технологии и оборудование, да и состояние дел у них разное. Скажем, на сайте «НЕОКОМ-Р» новостная информация не обновляется последние полтора года. Показатель весьма красноречивый. А «МТУ-Информ» уже года четыре занимается своей сетью MVDS. Весной 2000 года я поинтересовался у одного из сотрудников компании о текущем статусе MVDS-проекта. Выяснилось, что для предоставления услуг этой сети время еще не пришло.
Сообщение о последней инициативе компании «Комбеллга» дало хороший повод обратиться к существующим игрокам рынка с просьбой прокомментировать его текущее состояние и перспективы развития. Результат оказался нулевым. Некоторые фирмы, по-видимому, посчитали «журналистское» любопытство неуместным, другим просто нечего сказать. К моменту подготовки этой статьи «содержательный» ответ я получил только от представителя все той же «МТУ-Информ». Однако продираясь через нескончаемые хвалебные пассажи, я сумел сделать только один вывод: о широком коммерческом предложении услуг беспроводного доступа речь не идет.
Конечно, данный факт можно интерпретировать по-всякому, но мне еще ни разу не довелось услышать, что на рынке услуг широкополосного беспроводного доступа в Москве (буквально опутанной кабельной инфраструктурой) спрос сильно опережает предложение. Да что там беспроводного — услуг широкополосного доступа как таковых! Сопоставьте сегодняшнее число подписчиков на сервис «Точка Ру» с первоначальными планами компании, и все встанет на свои места.
Но тогда какой смысл «Комбеллге» выходить на тот рынок, где и так за каждым клиентом бегают стаи операторов? Как и следовало ожидать, сама фирма никаких комментариев на этот счет не дает. Может, все объясняется желанием на всякий случай застолбить место под солнцем? В таком случае кто следующий?