Под броским названием «Бизнес 2.0: новая жизнь корпоративных порталов — без демагогии и прочей ерунды» в Москве прошла конференция, посвященная развитию интеллектуальных Web-сервисов второго поколения. Организаторами форума стали фирмы Sputnik Labs, Sun Microsystems, Vignette и Individ. Актуальность новых подходов к внедрению универсального Web-инструментария объясняется эволюцией используемых бизнес-моделей. В стремлении повысить эффективность взаимодействия с партнерами компании смещают акценты с масштабных маркетинговых акций к персональной работе с клиентом (one-to-one marketing).
Президент Sputnik Labs Павел Черкашин начал выступление с определения термина «корпоративный портал»: «Это прежде всего программный инструмент, использующий Web-интерфейс для предоставления пользователям целостных ответов на все возникающие в процессе работы вопросы». В Sputnik Labs считают, что в России и за рубежом накоплен достаточный опыт, позволяющий с уверенностью говорить об устоявшихся законах построения систем управления информацией. Ссылаясь на исследования, проведенные GartnerGroup, Павел Черкашин объяснил принципиальные различия между порталами первого и второго поколения.
Первые, имея простую системную архитектуру, поддерживают базовые возможности — управление информацией, поиск, персонализацию данных и некоторые интерактивные приложения. Для вторых характерны сложная архитектура, тесная интеграция с внутренними системами предприятия на уровне бизнес-приложений, расширенные функциональные возможности и поддержка беспроводных средств связи.
Менеджер по продажам Sun Microsystems Павел Анни подробно описал последовательное развитие архитектуры систем управления информацией. Вершиной этого развития и надежной платформой для электронного бизнеса, утверждают в Sun, является вышедшая в свет еще 5 февраля 2001 года открытая сетевая программная среда Sun Open Net Environment (Sun ONE). Павел Анни заявил, что применение открытых интерфейсов и технологий J2EE, XML и LDAP (Lightweight Directory Access Protocol) позволяет получить максимальную отдачу от сделанных ранее капиталовложений в разнообразные информационные системы и ресурсы.
О необходимости единой концепции работы с информацией говорил президент Individ Company Роман Овчинников. По его мнению, объединение через Web ресурсов Internet, extranet и intranet концептуально изменит процессы сбора, хранения и анализа информации в сложных разветвленных организациях. При этом определяющую роль будет играть наличие продуманной информационной доктрины. «Порядок при работе с корпоративной информацией — один из ключевых факторов успеха и гарантия принятия правильного управленческого решения», — подчеркнул Овчинников. В качестве примера отечественной системы контент-менеджмента руководитель аналитического отдела Individ Company Владислав Ухов продемонстрировал инструментарий Saitistika Software. Обеспечивая одновременное управление всей «содержательной» информацией компании, система поддерживает необходимый набор сервисов — ленты новостей, средства прямого общения, базы данных, личные страницы сотрудников и многое другое. Инструментарий работает только на базе ОС Windows, некритичен к аппаратному обеспечению и занимает скромную ценовую нишу.
Из сложных программных средств, предназначенных для предоставления интеллектуальных Web-услуг, на конференции были представлены готовые к внедрению продукты Sputnik Labs и Vignette. Обе фирмы ориентируют свои технологические решения на работу с транснациональными корпорациями. Сообщалось, что стоимость Web-систем, разработанных на основе Vignette Content Suite V6, составляет сотни тысяч долларов. Корпоративные порталы нового поколения от Vignette способны работать на платформах IBM AIX, SUN Solaris, Windows 2000 и др. Для хранения массивов данных могут использоваться различные СУБД: Oracle, DB2, SQL Server, Sybase. В продукты интегрированы многофункциональные серверные Web-приложения, такие как Sun iPlanet и IBM Websphere.
Кроме того, в Sputnik Labs разработан ряд базовых принципов построения корпоративных порталов (в том числе указывается, что построением системы должны руководить бизнес-ориентированные представители заказчика). Наконец, представители Sputnik Labs рассказали участникам конференции о внедрении современного Internet-портала в телекомпании НТВ.
Одной из многочисленных сложностей, с которыми придется столкнуться фирме, решившей создать корпоративный портал, является выбор между покупкой готового решения и разработкой собственного. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, в обмен на определенные гарантии качества и стабильность тиражируемого Web-приложения вам придется изрядно раскошелиться, причем не исключены проблемы интеграции с нестандартными внутренними бизнес-приложениями. С другой стороны, создавая портал «с нуля», вы получите полный контроль над своей интеллектуальной собственностью и значительно сэкономите, но сроки разработки и «непрофильные» для компании технологические риски, скорее всего, будут слишком велики.