С 3 по 5 октября в Москве состоялись вторая международная конференция и выставка «Информационное обеспечение предпринимательства «БИНФО 2001». Организаторами мероприятия были Московский фонд поддержки малого предпринимательства, Национальное деловое партнерство «Альянс-Медиа» и другие заинтересованные организации. В работе конференции приняли участие мэр Москвы Юрий Лужков, депутаты Госдумы РФ, руководители министерств и ведомств федерального и столичного правительств, ИТ-специалисты, а также представители малого и среднего бизнеса.
Главными темами конференции стали перспективы информатизации России и роль государства в информационной поддержке предпринимателей, поэтому особое внимание в состоявшейся дискуссии было уделено законодательным инициативам, регламентирующим применение электронных технологий в бизнесе. Заместитель председателя комитета по информационной политике Госдумы РФ Александр Шубин сообщил участникам конференции, что его коллеги уже к концу текущего года намерены «сформировать нормативно-правовую базу в сфере электронной торговли». Готовятся к принятию законы «Об электронно-цифровой подписи», «Об электронном документе», «Об электронной торговле». Участники форума смогли ознакомиться с основными положениями Федеральной целевой программы «Электронная Россия». На проходивших в рамках конференции секционных заседаниях состоялся обмен накопленным опытом и детальное обсуждение проблем использования ИТ в деловой сфере. Затрагивались различные аспекты формирования инфраструктуры, обеспечивающей информационную поддержку предпринимательства. Шла речь о современных и перспективных программно-технических средствах доступа к информации, о методах ее размещения и поиска, об инструментарии для электронной торговли, о разработке нормативно-правовой и методической базы.
На выставке было уделено немало внимания услугам и Internet-решениям в области e-commerce, предлагаемым 29 российскими и зарубежными участниками информационного рынка. Корпорация «Парус» предложила собственный проект аренды ПО малыми компаниями, не способными нести масштабные затраты на приобретение полных версий программ для управления бизнесом. Правда, согласится ли российский предприниматель вести свою бухгалтерию через Internet — это большой вопрос. На первый план выходит обеспечение безопасности, причем данная проблема является общемировой, что и отметили участники конференции.
Среди intranet-систем, приложений Web-хостинга, схем электронного ведения бизнеса В2В и В2С на выставке были представлены и новейшие решения. Компания BIX анонсировала проект сбора и распространения коммерческой информации в Internet. Он подразумевает создание трехуровневой модели взаимодействия сторон: предприниматели размещают свои сведения в базе данных BIX, специалисты компании готовят многоуровневые тематические рубрикаторы и публикуют их на целевых Web-серверах, а оттуда любой пользователь Internet может получить требуемую бизнес-информацию, минуя поисковые системы. Значительный интерес вызвал уже реализованный Московским центром деловой информации «БИНЕК» продукт, названный «Конструктором сайтов малых предприятий».
Как заметил директор по проектам «БИНЕК» Владимир Соркин «мало создать корпоративный Web-сайт — за ним требуется постоянный дорогостоящий уход». «БИНЕК» предлагает решать задачу обслуживания сайтов с помощью «Конструктора», размещенного на одном из собственных Web-серверов. Этот продукт предоставляет клиенту для удаленнего администрирования сайта нехитрый, но вполне достаточный сервис. В режиме on-line Владимир Соркин продемонстрировал, как за несколько минут обычный пользователь сможет актуализировать информацию, публикуемую на Web-сервере.
Использование сетевых технологий в бизнесе не ограничивается созданием Web-ресурсов. Компания UnitSpace предложила клиентам возможность публиковать информацию о своей деятельности в регистре UDDI (The Universal Description, Discovery and Integration), созданном одноименным консорциумом в целях объединения различных платформ для оптимизации ведения бизнеса в Internet. UDDI — это первая попытка создать общепринятую систему стандартов, которая позволит любому предприятию, вне зависимости от его размеров и формы деятельности, эффективно реализовать товары и услуги во Всемирной сети. Разрабатываемые в рамках данного проекта спецификации опираются на ключевые Internet-стандарты (в частности, TCP/IP, HTML и XML) и являются независимыми от платформ, языков, объектных моделей или бизнес-приложений.
Безусловно, лишь информационной поддержки для роста российского предпринимательства недостаточно. Исследования, проведенные НДП «Альянс-Медиа» совместно с социологической службой «Кассандра» на «БИНФО 2000», свидетельствуют: на первое место выходит проблема налогообложения малого и среднего бизнеса. В «рейтинге» проблем недостаток информационного обеспечения пока на последнем месте. Но это только пока. Широкий интерес, проявленный к выставке, наглядно продемонстрировал формирование совсем иной тенденции.