Сохраняя инвестиции заказчиков, Nortel делает ставку на революционные решения
Максим Репин (Nortel) связывает успех платформы BCM с ее уникальными архитектурными особенностями и широким спектром поддерживаемых приложений |
Однодневная конференция компании Nortel Networks, получившая название eTour 2001 и нацеленная на российских партнеров и заказчиков, имела мало общего с прежними мероприятиями, проводившимися под эгидой приставки «е». И если доклады о светлом будущем электронного бизнеса, обильно сдобренные прогнозами аналитических агентств, давно вызывают лишь досаду или усмешку, то нынешняя конференция «затмила» своим «антинастроением» многие критические замечания в адрес новой электронной экономики.
Глава представительства Nortel в России Евгений Лисицын признал, что сейчас основные усилия компании направлены на то, чтобы пережить жесточайший кризис в мировой телекоммуникационной отрасли. Этот крупнейший (по итогам 2000 года) производитель телекоммуникационного оборудования озабочен тем, чтобы остаться хотя бы в первой пятерке отраслевых корпораций. Причем из этих скромных ожиданий вовсе не следует, что дела у Nortel обстоят хуже, чем у других, — просто в столь хрупкой и нестабильной ситуации очень велика цена любого стратегического и тактического просчета.
Консалтинговые фирмы скорректировали графики прогнозируемого развития рынка Internet-услуг, и теперь экспоненциальные кривые сменились «более линейными» зависимостями. По данным McKinsey&Company и JP Morgan, к 2005 году объем передаваемого по Сети Web-трафика возрастет примерно в 15 раз, а суммарное число пользователей утроится. Лисицын считает, что это вполне реальные прогнозы, на основании которых можно строить собственную стратегию развития. Она характеризуется несколькими ключевыми моментами.
Во-первых, Nortel должен быть готов к эволюционному внедрению IP-технологий в магистральных сетях операторов. Соответственно предлагаемые им продукты призваны не только расширить функциональность действующих систем, но и максимально обезопасить сделанные ранее инвестиции.
Во-вторых, необходимо минимизировать число операций, связанных со значительным коммерческим риском. Для всевозможных проектов с длительными сроками окупаемости это означает одно: никакие деньги выделяться не будут. Хотя Россия сейчас является едва ли не единственным «оазисом» посреди глобальной экономической «засухи», Nortel вряд ли сделает исключение для наших компаний.
В-третьих, как следствие, стратегическое сотрудничество Nortel будет сосредоточено на ограниченном числе важнейших заказчиков, которые обеспечивают 80% всех продаж. В первую очередь это традиционные телефонные компании, такие как British Telecom, Deutche Telekom и AT&T. Наши «Ростелеком» и «Связьинвест», с их государственными гарантиями, тоже могут быть причислены к данному перечню.
Отечественный рынок телекоммуникаций для зарубежных производителей приобретает все большую значимость. Nortel Networks активно поддерживает эту тенденцию, налаживая выпуск на российских предприятиях сложного коммутационного оборудования и увеличивая объемы НИОКР. В частности, в нынешнем году коммутационная станция DMS-100, предназначенная для магистральных телефонных сетей, получила статус «российского изделия», что дает ей право эксплуатироваться на предприятиях «Связьинвеста».
По отношению к рынкам России и СНГ в целом канадская компания определила для себя шесть приоритетных направлений. В их числе — оборудование оптического мультиплексирования для городских сетей OPTera Metro, Web-коммутаторы, основанные на технологии Alteon, мультисервисные системы для предприятий на базе платформ Meridian 1 и SCSE 1000, интегрированные решения для малых офисов Business Comunication Manager (BCM), коммутаторы локальных и глобальных сетей с поддержкой QoS серии Passport и линейка оборудования для передачи данных через спутник. Вместе с тем программы работы с реселлерами на территории СНГ ориентированы на продвижение продуктов корпоративного уровня, поддерживающих протокол IP: это Meridian 1 IP Enabled, BCM и интеллектуальный коммутатор Business Policy Switch, поддерживающий механизмы классификации и приоритизации IP-трафика. Основными дистрибьюторами продукции Nortel по-прежнему останутся российские компании OCS и UNI, а также украинская ICS.
Переход корпоративной телефонии на использование IP-технологий должен стать лейтмотивом развития этого сектора телекоммуникаций. Миграция должна происходить с минимальными издержками для бизнеса заказчиков и соответствовать требованиям обратной совместимости новых продуктов с существующей телекоммуникационной базой. За год, прошедший с начала активного продвижения технологий VoIP, шлюзы IP-телефонии были установлены у 3% пользователей станций Meridian по всему миру. Суммарное количество голосовых портов на установленных шлюзах достигло 26 тыс., а IP-телефонов продано около 20 тыс. штук.
Благодаря удачному старту BCM компания захватила лидерство на рынке корпоративной IP-телефонии. По информации Максима Репина, главы департамента продаж российского представительства Nortel, успех продукта следует связывать с использованными в нем уникальными архитектурными инновациями. В частности, обеспечена независимость его функционирования от управляющей ОС. Кроме того, в комплекте поставки BCM содержится богатый набор бизнес-приложений, адаптируемых под нужды конкретного пользователя. Из последних стоит отметить решения для организации центра обработки вызовов, унифицированную систему обработки сообщений (Unified Messaging), инструментарий для построения частных защищенных сетей (VPN). Все приложения предустановлены на устройства BCM и активизируются локально или удаленно с помощью специальных ключей.
При эволюции к Internet-телефонии соблюдение принципа разумной необходимости явственно прослеживается и в стратегии развития других продуктов операторского и корпоративного уровня. Однако универсальные решения для нескольких коммуникационных платформ включают в себя ряд новейших, причем достаточно революционных разработок. Скажем, устройства категории e-mobility 802.11 призваны обеспечить пользователю максимальную мобильность с помощью пакетной передачи голоса по беспроводным локальным сетям. А портфель приложений для универсальной платформы Succession содержит в себе мультимедийные центры обработки вызовов, персональные системы обработки сообщений и Web-решения типа Click to talk. Все они основаны на открытых стандартах CTI, TAPI и Java; кроме того, на конференции eTour 2001 Nortel анонсировал новую программу для разработчиков приложений, использующих эти интерфейсы.
Среди интегрированных телекоммуникационных решений Nortel нашлись предложения и для операторов связи и Internet-провайдеров. Речь идет об универсальных серверах Succession Communication Server серий 2000 и 3000, которые позволят интегрировать корпоративные сети клиентов с IP-инфраструктурой поставщиков услуг. Применение таких решений открывает дорогу к созданию распределенных приложений пакетной телефонии и CTI, управляемых из одного операторского центра. Как сообщалось на конференции, первая инсталляция подобных систем уже состоялась. Заказчиком распределенного центра обработки вызовов на базе Succession стал крупный и весьма известный оператор сотовой связи (имя его осталось не названным официально), занимающийся развертыванием сетей в регионах. Поставкой и настройкой этого решения занимается другой российский оператор — компания «Совинтел», которая уже давно использует в своем бизнесе продукты Nortel.