Internet — удобное средство поиска новых клиентов, однако компании, как правило, пользуются им неэффективно. В основном они ограничиваются созданием Web-узла, где указаны предлагаемые ими товары или услуги с расценками на них. Однако есть продукты, которые не так-то просто «втиснуть» в рамки прайс-листа: их стоимость может складываться из нескольких составляющих. В этом случае обычно формируют пакеты базовых услуг, рассчитанные на наиболее массовых клиентов, либо попросту приводят тарифы на компоненты, оставляя клиенту право самостоятельно вычислять стоимость нужного комплекта. Эффективность таких способов представления информации в Internet невысока и требует от посетителей определенных навыков и изучения структуры Web-узла фирмы.
Одним из возможных решений является применение Internet-калькулятора — Web-узла, на котором пользователи, указав необходимые требования к многокомпонентному продукту, тут же узнают его стоимость. Первыми создавать Internet-калькуляторы начали сборщики компьютеров, предлагавшие клиентам выбирать необходимые им комплектующие и периферию из определенного ассортимента. Посетитель такого ресурса выбирает требующуюся ему конфигурацию компьютера. Интерактивный прайс-лист позволяет получать комплексы товаров и услуг, к которым не прилагаются «в нагрузку» ненужные компоненты, — пользователь видит, за что именно он платит деньги.
Схему определения стоимости через Internet можно использовать практически для всех комплексных продуктов. Например, компания «Ингосстрах» предложила посетителям своего узла Internet-калькулятор, вычисляющий стоимость контракта на страховку автомобилей, причем фирме потребовалось только создать Web-интерфейс к уже используемой для внутренних нужд системе. За неделю работы этого сервиса на него подписались около 500 человек, активно изучавших различные варианты страховых контрактов. В первый же день были застрахованы два дорогих автомобиля (общая стоимость контракта — 4 тыс. долл.). Результатом внедрения Internet-калькулятора стало сокращение затрат на подготовку контрактов.
Другой ресурс, предназначенный для вычисления стоимости картонной тары www.calculate.ru, создан питерской компанией Progress. Она занимается производством картонных коробок под заказ, а созданный ею Internet-калькулятор позволяет заказчику выбрать тип коробок, их материал, размеры, количество и определить стоимость соответствующей партии товара. А поскольку фирма также предлагает разработку Web-узлов с размещением их в домене calculate.ru, не исключено, что на базе ее технологии будут построены и другие Internet-калькуляторы.
Существуют и более сложные механизмы, основой которых являются технологии экспертных систем. Классический представитель таких Web-ресурсов — система интерактивного проектирования NetWizard.ru, разработанная компаниями «Тауэр-Сети» и «Алеста». Эта система, предназначенная для эскизного проектирования локальных компьютерных сетей, не только вычисляет стоимость проекта, но и подготавливает необходимую техническую документацию.
Сейчас для проектирования сетей с несколькими узлами в NetWizard применяется более 60 алгоритмов оптимизации, что позволяет пользователям «опробовать» несколько вариантов построения своей сети. За год существования системы разработано примерно 2 тыс. проектов. По оценкам руководства «Тауэр-Сети», система уже вышла на уровень самоокупаемости, но и вернула около 60% затраченных средств.
Следует отметить, что Internet-калькуляторы не являются панацеей. Алгоритмизации поддаются лишь не очень сложные модели ценообразования и простые наборы услуг. «Ингосстрах» признает, что его Internet-калькулятор хорошо работает со стандартными объектами страхования, а для дорогих автомобилей с большим количеством дополнительного оборудования все равно нужна ручная доработка контракта.
Хотя Internet-калькуляторы и не заменят полностью телефонную службу и консультантов, они облегчат их работу. Такие системы пригодятся и тем компаниям, которые обслуживают массовых клиентов в условиях жесткой конкуренции, заставляющей их расширять спектр предоставляемых услуг. Это, в частности, операторы мобильной связи, провайдеры коммутируемого доступа, операторы IP-телефонии и др.