При переходе к работе к сетям мобильной связи третьего поколения и к предоставлению услуг с добавленной стоимостью операторы сталкиваются с рядом сложных задач. Прежде всего, необходимо сопоставить затраты на обновление оборудования и перенос потоков данных с ожидаемыми прибылями от внедрения новых услуг. Непростым для многих операторов оказывается процесс внедрения и поддержки этих услуг. Наконец, особое внимание необходимо уделить бизнес-рискам и защите от них при передаче данных по широкополосным сетям.
Издержки при переходе к услугам 3G
Внедрение услуг третьего поколения требует инвестирования немалых средств. Значительная доля затрат оператора связана с приобретением лицензии, стоимость которой может превышать сотни миллионов долларов. Cущественные расходы потребует и обновление сетевого оборудования для обеспечения широкополосной передачи данных. Оператору придется столкнуться и с определенными внутренними расходами, связанными с переподготовкой персонала, новым позиционированием компании, продвижением новых услуг и т.д.
Немаловажную роль в снижении рисков и окупаемости инвестиций будет играть разрабатываемая тарифная модель. В настоящее время очевидна тенденция к уменьшению значения услуг традиционной телефонии, которые в отдельных случаях будут предоставляться вообще бесплатно. Решающее значение для привлечения клиентов и увеличения прибыли оператора приобретет наличие дополнительных услуг. При выборе оператора потребители будут прежде всего исходить из его способности быстро внедрять новые высококачественные сервисы, обеспечивать их активизацию в режиме, близком к реальному времени, и повсеместную доступность.
Немаловажны взаимоотношения оператора с партнерами (поставщиками информационного наполнения, приложений, клиринговыми домами, посредниками и др.). Именно поэтому биллинговая система оператора должна поддерживать любые модели распределения доходов и формы выплат третьим компаниям, являющиеся составными частями тарифных планов.
Внедрение и поддержка услуг
Даже самая совершенная биллинговая система окажется бесполезной, если от сетевых устройств в нее будут поступать нестандартизированные данные. Незаменимыми в данном случае являются устройства сбора и предварительной обработки информации (mediation devices), позволяющие унифицировать используемые для тарификации записи о звонках или событиях. Сетевые элементы в сетях третьего поколения будут способны самостоятельно выполнять часть этой работы. Однако в таких сетях изменятся не только количество потоков информации, но и сам характер данных: отныне они должны будут содержать сведения о качестве и месте предоставления услуг. Перед операторами встает трудная задача определения ситуаций, в которых пользователи будут обращаться к сервисам, еще до их тестирования и внедрения.
Создаваемые в настоящее время системы сбора и предварительной обработки информации должны собирать сведения о событиях и о том, насколько задействуется пропускная способность сети при передаче данных от провайдера к потребителю (см. рис.). Сетевые элементы станут оснащаться анализаторами в целях предварительной обработки и быстрой передачи в модуль форматирования статистических данных об использовании сети. Приведенные к единому формату записи о событиях будут поступать в подсистему тарификации, обеспечивающую их стоимостную оценку. Тарифицированные записи о событиях должны немедленно передаваться в систему электронного выставления и оплаты счетов, чтобы пользователь услуг мог получить доступ к этой информации через Internet.
Если оператор еще не готов отказаться от применения старой биллинговой системы, тарифицированные записи о событиях можно будет загружать в ее базы данных. В худшем случае это будет делаться с помощью магнитных носителей или путем пакетной пересылки, а скорее всего — посредством системы специальных сообщений (message-based method).
Процесс передачи информации на сетевые устройства при «участии» систем сбора и обработки информации также требует определенных усовершенствований. В результате автоматизации процесса продаж, а в ряде случаев — и создания новых услуг станет возможным использование Web-порталов не только для электронного представления и оплаты счетов, но и для управления услугами абонента.
Кроме того, система сбора и предварительной обработки информации в сетях следующего поколения, использующих протокол IP, станет маркетинговым инструментом. По мере снижения стоимости услуг традиционной телефонии для привлечения клиентов и увеличения доходности инвестиций операторы должны будут предлагать все более широкий набор услуг с добавленной стоимостью. В IP-сетях появится множество новых источников информации: скажем, данные будут поступать от систем розничной торговли (при совершении сделок посредством мобильных телефонов), от локальных серверов (при пользовании услугами, основанными на определении местонахождения абонента). Все эти данные станут снабжаться информацией о качестве услуги, времени и месте ее предоставления. Предприимчивый оператор сможет задействовать такие сведения для предоставления персонифицированных услуг имеющимся клиентам и для привлечения новых, а также оператор получит возможность продавать информацию о модели поведения своих абонентов, например, сетевым магазинам, заинтересованным в определении целевой аудитории для своих маркетинговых кампаний.
Снижение бизнес-рисков
Тарификация и выставление счетов в режиме реального времени становятся особенно сложными задачами при работе с клиентами по авансовой схеме или при совершении покупок посредством мобильного телефона. В модели услуг сетей 3G личные данные клиента и информация, необходимая для определения его кредитоспособности, не фиксируются, поэтому становится невозможно открывать кредиты или предъявлять финансовые претензии клиенту. Это приобретает особое значение при совершении мелких покупок или предоставлении платной информации от третьих компаний. Вследствии низкой стоимости подобных операций, их отдельная обработка является экономически неэффективной (так как различные посредники, например центры авторизации кредитных карт, будут начислять комиссию за каждую из них). В целях сокращения накладных расходов оператору выгоднее объединять несколько мелких транзакций в одну, так называемый микроплатеж. Однако последние обрабатываются в пакетном режиме, что делает невозможными тарификацию и выставление счетов в режиме реального времени. В результате оператор может понести значительные убытки, если клиент совершит несколько покупок по карте предоплаты, исчерпавшей свой лимит.
Биллинг в режиме реального времени позволяет свести к минимуму этот риск с помощью своевременного предупреждения о недостатке средств на счете. Для определения приемлемого уровня риска операторы должны будут разработать жесткие внутренние правила взаимоотношений с клиентами и использовать эффективную систему управления бизнес-политикой.
Перспективы развития
Несмотря на то что при переходе к работе в сетях третьего поколения оператор неизбежно сталкивается с целым рядом трудностей, существует немало эффективных способов их преодоления. Рынок услуг традиционной телефонии постепенно достигает насыщения, поэтому для поддержания нормы прибыли телекоммуникационные компании вынуждены искать новые источники дохода. Совершенно очевидно, что при этом ключевое значение будет иметь гибкая биллинговая система, которая позволит решать любые проблемы, связанные с предоставлением новых услуг.
Об авторе
Гэри Майлз (gmiles@protek.com) — вице-президент компании Protek по продажам