Предполагается, что миллиарды долларов, собранные в Европе за прошлый год благодаря лицензии на право развертывания сетей мобильной связи третьего поколения (3G), послужат к удовольствию будущих пользователей. И все же, скорее всего, останутся люди, сомневающиеся в том, что эта технология может им что-то дать и что она им вообще нужна.
По мнению производителей, новая технология будет полезна всем, как потребителям, так и производителям. Однако не каждый сможет ее использовать, по крайней мере сначала. По оценкам аналитиков, в Великобритании, Германии и Франции, к примеру, первыми пользователями, как правило, будут корпоративные заказчики. Иная ситуация сложится в Швеции, где данная технология, как предполагается, вызовет большой интерес и у частных потребителей. Причина — в разных схемах приобретения лицензии операторами.
В Германии и Великобритании людям, получившим доступ к системе UMTS, телефоны и сетевой доступ будут стоить дорого, а темпы распространения сетевых служб окажутся низкими. Вот почему в этих странах первыми потребителями станут корпоративные пользователи.
«В Швеции правительство дает операторам два года на создание сети, — отметил Найгель Дейтон, аналитик компании GartnerGroup. — Это было одно из условий получения лицензии. В Германии операторы смогут работать над сетями до 2006 года, что, естественно, пользователей не радует».
Операторы в Швеции и ряде других стран смогут сохранить низкие расценки благодаря участию правительства в процедуре выдачи лицензий. Правительство взимает только административную плату за лицензию, а затем ежегодно — процент от оборота операторов. В Великобритании и Германии операторы вынуждены выплачивать большой взнос, прежде чем получат свои лицензии. Так, в Великобритании четыре держателя лицензий должны в совокупности выплатить 32 млрд. долл. В Германии шестеро «счастливчиков», получивших лицензию, должны заплатить 44,8 млрд. долл.
Несмотря на все затраты и усилия, предпринятые операторами, им еще предстоит убедить потребителей в пользе новых решений. Представитель компании Unilever, одного из крупнейших производителей потребительских товаров, Тревор Горин вовсе не уверен в том, что системы 3G смогут удовлетворить всем его требованиям.
«Во-первых, мы предпочитаем подождать, пока эта технология достигнет определенной зрелости, — заметил Горин. — Во-вторых, вряд ли она обеспечит обещанную емкость, а в-третьих, учитывая данные последних продаж, цена может оказаться чрезмерной».
Однако Горин надеется на то, что данная технология принесет пользу его компании.
«Мы рассчитываем, что большая емкость позволит нам получать доступ к большему объему информации и расширит возможности интерактивного взаимодействия и связи с удаленными клиентами, — отметил Горин. — Мы также предполагаем, что сможем эффективнее работать в Internet и использовать имеющиеся мультимедийные возможности. Разумеется, если при этом будет обеспечена нужная полоса пропускания».
Дейтон также возлагает большие надежды на этот вид связи. По его словам, поскольку эта технология открывает возможности использования более скоростных служб передачи данных, она окажется полезна для потребителей, если при этом расценки останутся на приемлемом уровне. Одно из самых заметных преимуществ новой технологии состоит в том, что люди смогут работать в интерактивном режиме в течение нескольких часов, а также пересылать на свои мобильные телефоны файлы большого размера.
Когда все это станет реальностью — другой вопрос. Некоторые операторы, такие как шведская фирма Telia Mobile, планируют открыть новую службу лишь через несколько лет. Корпорация Telia только начала предлагать службу GPRS, которая, как отметили представители компании, служит связующим звеном между мобильной телефонной связью второго поколения, GSM, и третьего, UMTS.
«UMTS будут готовы к концу этого года, но не для массового рынка. Полностью создание службы будет завершено в 2004 году, — заметила представитель Telia Mobile Шарлотта Зегер. — Потребители получат большую полосу пропускания. Они смогут воспользоваться более развитыми службами, просматривать на своих мобильных телефонах рисунки и даже, вполне вероятно, фотографировать с помощью телефона».
По мнению Зегер, пользователи получат также возможность просматривать на экранах своих телефонов потоковое видео, хотя и не на первом этапе распространения новой технологии.
Для использования новой службы потребуются специальные телефоны, и их будут выпускать, по словам Зегер, традиционные производители, в том числе Nokia, L.M. Ericsson Telephone и Motorola.
Зегер объяснила, как работает данная технология на примере существующей службы GPRS: «Благодаря GPRS пользователь может постоянно оставаться в сети, поскольку эта служба использует диапазон частот намного эффективнее и позволяет работать одновременно большему числу пользователей». Данные и голос передаются небольшими пакетами, а несколько таких пакетов могут передаваться одновременно.
«Работать таким образом намного выгоднее, чем занимая весь канал, — отметила Зегер. — До сих пор пользователь должен был занимать весь канал, чтобы послать или получить данные. Но благодаря GPRS в этом больше нет необходимости. Кстати, это скажется и на цене».
В основном UMTS будет работать таким же образом, но обеспечит доступ к еще большей полосе пропускания.
С помощью мобильных GPRS потребитель может передавать данные со скоростью около 115 Кбит/с, а UMTS обеспечит полосу пропускания 2 Мбит/с. Это теоретический максимум скорости при стационарной работе; в действительности скорость будет меняться в зависимости от того, сколько пользователей будут одновременно работать в сети, и от того, насколько быстро перемещается потребитель при пользовании этой службой.
По прогнозам Дейтона, потребителями Telia станут как отдельные пользователи, так и корпоративные потребители.
«Индивидуальный пользователь, — заметила Зегер, — возможно, в основном будет использовать нашу службу для того, чтобы поговорить по телефону. Корпоративный потребитель более заинтересован в том, чтобы загружать и просматривать файлы и документы. Потребителям будут предоставляться арендованные каналы во многом так же, как это происходит сейчас. При работе с GSM мы предлагаем различные виды арендованных каналов, ориентированные на разные группы потребителей».
Хотя на первый взгляд все кажется просто замечательным, Дейтон тем не менее считает, что степень интереса к этой технологии «будет определяться ощущаемой ценностью минус неудобства и затраты на обслуживание». По его словам, «единственный способ, каким операторы смогут обеспечить возврат инвестиций, — это добиться максимального удобства использования служб третьего поколения и сделать так, чтобы они стали неотъемлемой частью образа жизни потребителей».
В то же время будущим потребителям не стоит сильно переживать. Если технология сможет оправдать их надежды, то она пользователей заинтересует. Но только если им не придется долго ждать, если служба будет удобной и если цена будет приемлемой.