Самоучитель по внедрению VoIP в корпоративную сеть
Если вы захотите сегодня же перейти к передаче голоса по IP-сети, то можете сделать это с помощью шлюзов, IP-УАТС, конвергированных приложений либо применить другие варианты.
Шлюзы: популярны, но малофункциональны
VoIP-шлюзы можно приблизительно определить как устройства, которые принимают голосовое сообщение по сети с коммутацией каналов от обычной УАТС, преобразуют его в IP-пакеты и передают по сети ЛВС либо WAN на другой шлюз, где оно воссоздается в формате, понятном для принимающей системы телефонной связи.
Функциональные возможности шлюзов могут быть реализованы через автономные блоки, модули или модульные платы для специализированных устройств, а также через расширяемые маршрутизаторы либо программное обеспечение и платы расширения для серверов под Windows NT.
Например, компания Сisco использует модульный метод с VoIP-платой, который подходит для ее маршрутизаторов серий 1750, 2600 и 3600. Сьюда Мадабуси, менеджер по продукции Cisco 1750, говорит, что все продукты компании могут быть легко оборудованы для голосовой передачи. При этом качество голосовых пакетов гарантируется путем реализации политики QoS в сети на основе коммутаторов Cisco.
Компании Lucent, Nortel Networks и Siemens предлагают аналогичную стратегию для обеспечения возможностей VoIP-шлюзов в той или иной форме.
Шлюзы являются самыми популярными VoIP-продуктами на рынке — их поставляют более 30 производителей, и суть дела здесь состоит в передаче голосовых пакетов по IP-сети. Но эти пакеты не проходят через Internet, и вы не получите тех возможностей, которые вам обеспечит конвергенция сетей передачи речевой информации и сетей передачи данных.
IP-УАТС: великолепные функциональные возможности, но недостаточная масштабируемость
IP-УАТС такие как, AltiServe компании Altigen и TeleVantage фирмы Artisoft, — это именно то, что вам надо, если у вас есть возможность самостоятельно разработать систему. Они представляют собой полноценную систему телефонной связи с различными вариантами построения IP-телефонов, включая многие IP-телефонные приложения, например управление телефонной связью с настольного ПК, многоканальное управление вызовами, автоматическое распределение вызовов.
Обычно IP-УАТС — это NT-сервер с телефонным ПО и голосовыми платами. К их недостаткам часто относят низкую масштабируемость и отсутствие тонового набора. Кроме того, NT-сервер не может обеспечить такую же надежность, как телефонные сети с коммутацией каналов.
Раньше IP-УАТС в основном были рассчитаны на небольшие офисы или филиалы предприятий с количеством пользователей не более 100 человек. Но совсем недавно фирма Alcatel анонсировала VoIP-систему OmniPCX, совместившую шлюз и обработку вызовов в единое устройство, которое может обслуживать до 50 000 пользователей. О выпуске аналогичных продуктов объявили также компании 3Com, Lucent и Cisco.
Задавшись целью предоставлять услуги, подобные OmniPCX, в крупном масштабе, Cisco и 3Com представили соответственно систему Selsius и серию NBX. Изначальные варианты этих продуктов находятся в стадии испытаний, и на большом количестве пользователей они еще не испробованы. Таким образом, Alcatel — первая компания, которая подкрепила свои намерения конкретными действиями. Что касается Cisco и 3Com, то появление их конкурентоспособной продукции ожидается в будущем. Пока что 3Com заявляет, что ее продукт предназначен только для предприятий среднего уровня с количеством пользователей не более 500 человек.
Положительная сторона IP-УАТС заключается в способности создать распределенную систему. Например, системы IP Telephony Gateway компании Nokia и ShoreGear IPBX фирмы Shoreline Teleworks позволяют распределить систему телефонной связи через IP-сети. В результате географически раздельные системы телефонной связи с такими функциональными возможностями, как прямой вызов, перевод телефонного вызова, конференц-связь и голосовая почта, создают впечатление прямого соединения с местными УATC. Но IP-УАТС компаний Alcatel, 3Com, Lucent и Cisco таких возможностей не предлагают.
Конвергированные приложения: упрощенное управление
Конвергированные приложения объединяют телефонные сети с сетями передачи данных и обеспечивают упрощенное управление, которое удовлетворяет требованиям технологии VoIP. Такие приложения предлагаются несколькими производителями. Например, InstantOffice компании Vertical Networks обеспечивают услуги вызова, голосовой почты, маршрутизации и подключения для приложений голоса и телекоммуникаций в локальных сетях малых и средних офисов, причем все в одном блоке с совместным управлением. Имеется также станция PDX, модульная коммуникационная платформа, производимая компанией Praxon, в которой функциональные возможности голосовой УАТС совмещены с полным комплектом функций передачи данных по сети, обмена сообщениями и Internet-услугами.
Другие варианты: сочетание и согласование
Помимо автономных шлюзов, IP-УАТС и конвергированных приложений существует и другая категория продуктов для внедрения VoIP. Интересно, что эта категория совсем не обязательно является самой маленькой. Более того, если учесть количество внедренных решений и предлагаемых вариантов, то скорее всего она окажется самой обширной.
Например, Lucent имеет ассортимент продуктов, которые обеспечивают конвергенцию существующей системы голосовой связи с IP-системой в различных точках сети. Если вы хотите, чтобы ваша УАТС Definity была подсоединена к IP-сети, то вам потребуется PacketStar ITS-E. Хотите иметь IP-ориентированную транкинговую связь? Тогда можете использовать Definity IP Trunk for Enterprise. Или вам нужны просто IP-телефоны? Купите аппараты Definity IP Ethernet. Если же вы хотите сохранить у себя аналоговые телефоны и факсимильные аппараты, но при этом иметь IP-УАТС, то IP ExchangeComm будет отвечать на все вызовы.
В свою очередь, фирма VocalTec предоставляет отдельные устройства типа VocalTec Gatekeeper для преобразования адресов в номера телефонов, а также Internet-телефон, аудио-видео-ПК-телефон и два варианта шлюзов для IP-УАТС серий 120 и 2000. А компании Cisco, Nortel и 3Com наметили в общих чертах методики конвергенции продуктов, которые предусматривают буквально все — от простой интеграции IP-устройств до полной замены инфраструктуры.