Корпорация Cisco запустила в действие программу CPN (июнь 1997 г.) в целях укрепления своих позиций и наращивания объемов продаж на рынке услуг Internet и связи, а также повышения привлекательности услуг, оказываемых ее клиентами. По словам руководителя программы Кевина Ауткалта, конечной целью CPN является оснащение участников программы оборудованием, обеспечивающим предоставление таких новых услуг, как организация виртуальных частных сетей (VPN), IP-телефония и сопровождение приложений (application hosting).
Чтобы стать участником программы CPN, необходимо соответствовать ряду условий. В частности, для операторов (поставщиков услуг, располагающих собственной сетевой инфраструктурой) установлены следующие критерии:
- доля сетевого оборудования Cisco — не менее 85%;
- передовой уровень качества сети;
- определенный объем постоянных инвестиций в оборудование Cisco;
- обязательные инвестиции в программы технической поддержки Cisco или эквивалентные им;
- соблюдение условий использования торговой марки Cisco Powered Network;
- проведение активной политики продвижения услуг, базирующихся на оборудовании Cisco.
Как видим, только одно из шести требований напрямую касается качества сервиса. Все остальное крутится вокруг закупок и продвижения оборудования автора программы. Претензии по поводу «забвения» качества представители Cisco парируют утверждением, что уже само применение аппаратных и программных средств сетевого гиганта гарантирует высочайшее качество услуг.
С одной стороны, данная уверенность небезосновательна. Опрос, недавно проведенный нашим родственным изданием Network World, показал, что американские пользователи оценивают качество оборудования и технической поддержки Cisco и Hewlett-Packard как наивысшее из обеспечиваемого разными производителями. Кроме того, сообщает Ауткалт, Cisco ежегодно проверяет качество сервиса участников программы CPN, а также удовлетворенность пользователей их сетей. Он утверждает, что еще ни разу не пришлось использовать полученные данные для решения вопроса об исключении партнера из данной программы и что такое случалось лишь по двум причинам: если доля оборудования Cisco у поставщика услуг опускалась ниже 85% или его покупала компания, не вовлеченная в программу CPN.
С другой стороны, нельзя полагаться только на качество оборудования и технической поддержки. Во-первых, высококачественный сервис можно предоставлять с помощью оборудования многих компаний, о чем свидетельствуют сертификаты НИИ «Интерэкомс», выданные российским операторам, которые работают на оборудовании Nortel, GPT, Newbridge, Motorola, Lucent и ряда других производителей. Во-вторых, клиенты Cisco не застрахованы от неожиданностей — всем известна крупная авария в сети frame relay оператора AT&T, которая произошла в апреле 1998 г. по вине коммутаторов IGX.
Хотелось бы каких-то более ощутимых гарантий. У меня нет и тени сомнения в том, что корпоративные клиенты предпочли бы сертификату CPN соглашение об уровне сервиса (SLA) и письменные гарантии обеспечения сквозного качества обслуживания (QoS). Но, по всей видимости, отечественные операторы и Internet-провайдеры, даже обладающие оборудованием Cisco, к этому не готовы. В частности, генеральный директор «Демос-Интернет» Виктор Кутуков (см. фото) на вопрос одного из журналистов о гарантиях, предоставляемых пользователю, вместо прямого ответа начал выяснять, что тот имеет в виду. Более того, г-н Кутуков пока точно не знает, какие преимущества получит потребитель в результате присоединения «Демос-Интернет» к программе CPN. «Это станет ясно чуть позже; речь может идти о повышении уровня защиты, организации VPN и обеспечении более высокого качества услуг», — сказал он.
Конечно, нельзя возлагать вину за такое положение дел ни на программу CPN, ни даже на отечественных поставщиков услуг. Мне часто приходилось слышать от последних, что в России ни за что нельзя поручиться. К своему глубокому сожалению, я с ними полностью согласен. Хочу лишь сказать, что российская действительность лишает программу CPN ряда достоинств. Так, в США, по мнению многих операторов, участие в ней гарантирует соблюдение SLA и обязательств по предоставлению сквозного QoS.
Но все-таки участие в программе дает ряд преимуществ и российским поставщикам услуг. Многим из них понравится то, что их имя будет фигурировать на Web-узле Cisco — одном из самых популярных среди пользователей сетевых и телекоммуникационных услуг. Поскольку Cisco господствует на российском рынке маршрутизаторов, можно смело утверждать, что предприятия станут выбирать поставщика услуг Internet и территориально-распределенных сетей в первую очередь среди участников программы CPN: наличие у него оборудования того же производителя полностью решает проблемы совместимости и спектра услуг. Это же правило применимо при выборе партнера для сопряжения сетей: клиенты Cisco смогут обмениваться трафиком без дополнительной головной боли.
Есть в программе CPN и еще один весьма заманчивый пункт. Партнеры имеют право претендовать на кредиты и техническую помощь при освоении нового оборудования (естественно, производства Cisco) и введении новых услуг. В частности, Виктор Кутуков сообщил, что в настоящее время «Демос-Интернет» реализует крупномасштабную программу модернизации своей сети. У компании есть предварительная договоренность с представительством Cisco об открытии кредитной линии под этот проект.
Несмотря на привлекательность программы CPN, находятся поставщики услуг, которые к ней не присоединяются. Напомним, что в России Cisco пока удалось привлечь к ней лишь одного провайдера. По данным Network World, во всем мире по состоянию на октябрь 1999 г. программа охватывала только 179 провайдеров из 23 стран. Как догадывается читатель, в мире куда больше как поставщиков услуг, так и стран.
В число «отказников» входит MindSpring — клиент Cisco и один из крупнейших в США Internet-провайдеров. Руководство этой компании считает, что преимущества программы CPN не стоят того времени и усилий, которые потребуются на доведение доли оборудования Cisco до 85%. «Наша политика заключается в том, — заявил директор по развитию сети MindSpring Брандон Росс, — что мы применяем для решения каждой конкретной задачи наиболее подходящее оборудование. Кроме того, мы не собираемся складывать все яйца в корзину одного производителя».
По-иному решили действовать в Deutsche Telekom. Специально для предоставления услуг DSL крупнейший оператор Европы завершает строительство IP-сети. Так вот, ее ядро строится полностью на маршрутизаторах и DSL-концентраторах Cisco, что позволило Deutsche Telekom получить для этой сети статус участника CPN. Подчеркнем, что на уровнях абонентском и концентрации трафика в DSL-сети Deutsche Telekom наряду с оборудованием Cisco применяются устройства других компаний — Siemens, Orckit и ECI Telecom.
В заключение — одна догадка. Зачем это «Демосу-Интернет» именно сейчас понадобился статус CPN? Как сказал Виктор Кутуков, компания и так использует только сетевое оборудование, Cisco, тем не менее два с половиной года о CPN речь не шла. Вряд ли все объясняется обещанным кредитом. Скорее всего, имеют под собой основания слухи о скором преобразовании «Демос-Интернет» в открытое акционерное общество. Виктор Кутуков не подтвердил, но и не опроверг эти слухи, сказав лишь, что такая трансформация стоит больших денег. Если же открытое размещение акций состоится, то партнерство с Cisco, несомненно, повысит их цену.