Семинар "Крупные международные корпорации в российском секторе Internet" состоялся 29 октября в Региональном общественном центре Internet-технологий (РОЦИТ). Его участников больше всего интересовали три вопроса:

? нужен ли российский Web-узел крупной зарубежной компании;
? какова отдача от вложенных в создание Web-узла средств;
? каковы маркетинговые возможности Web-узла компании?

Антон Никитин из Intel Technologies рассказал, что корпорация, одной из первых среди западных фирм, создала свой российский Web-узел в начале 1996 г. Изо всех локализованных узлов Intel (всего их насчитывается 17) только он физически расположен не в США, что, помимо иных причин, имеет и серьезные технические основания (которые, очевидно, останутся актуальными и в ближайшей перспективе). В современных условиях размещение русскоязычного узла в США означало бы не только замедление доступа, но и высокую вероятность разрыва соединения в процессе копирования файла большой длины, например содержащего обновленный драйвер, исправленный программный компонент или новую версию ПО BIOS.

Г-н Никитин перечислил основные, по его мнению, задачи Internet-представительства крупной компании:

? публикация корпоративных новостей;
? сбор маркетинговой информации;
? предоставление информационных и иных услуг дилерам и клиентам.

Обслуживанием Web-узла http://www.intel.ru занимаются полный рабочий день четыре человека, а кроме того, материалы для него постоянно готовит команда переводчиков, состоящая из 5—6 человек. Отдача же от его использования не поддается прямой количественной оценке — не говоря уже о том, что весьма важен не только сиюминутный эффект, но и тот, который может быть получен в более или менее отдаленном будущем.

Эффективность, с которой реклама достигает целевой аудитории (т. е. тех, кто покупает компьютеры) при помощи Internet, оказывается выше, чем обеспечиваемая другими средствами массовой информации. Эту точку зрения подтверждает опрос, проведенный в Москве в сентябре-октябре агентством "Гэллап-медиа": практически все горожане, относящие себя к категории "состоятельных", пользуются услугами Internet. Причем, "состоятельными" назвало себя большинство московских киберпутешественников.

Г-н Никитин обратил внимание присутствовавших на то, что создание собственного Web-представительства или страницы — не единственный способ использования возможностей Internet. Во многих случаях еще больший эффект можно получить от обращения к спискам рассылки, рекламным баннерам или от спонсирования перспективных поставщиков информационного наполнения и услуг. Так, компания Intel размещает спонсорскую рекламу на двух Web-узлах, а в будущем намерена поддержать и другие популярные российские Web-узлы. Для определенных секторов рынка самыми подходящими могут оказаться развлекательные и игровые ресурсы Сети.

Как считает г-н Никитин, немедленная отдача не является главной целью присутствия в Internet, главное — устремленность в будущее. В настоящее время объем трафика Internet каждые полгода увеличивается в два раза; таким образом, по показателю количественного роста эта индустрия обходит даже производство микропроцессоров, в которых, согласно Закону Мура, количество транзисторов удваивается раз в полтора года. Кроме того, в рамках своей программы поддержки российского образования Intel открыл на Web-узле http://www.intel.ru раздел, посвященный истории компании, а также истории и современному состоянию микропроцессорных технологий, материалы которого могут быть использованы в учебном процессе.

Отвечая на отдельный вопрос об отношении к электронной коммерции, г-н Никитин сообщил, что Intel давно задействует Internet для осуществления коммерческих операций с другими фирмами как в России, так и за ее пределами, однако до работы с индивидуальными покупателями дело пока не дошло.

Более консервативный подход к использованию своего Web-представительства исповедует московское отделение корпорации Hewlett-Packard. По словам сотрудника этой фирмы Вадима Эпштейна, Сеть пока недостаточно надежна для переноса в нее ведения бизнеса. Словно в подтверждение этого тезиса, соединиться с узлом http://www.hp.ru во время доклада г-на Эпштейна так и не удалось.

Сейчас российский Web-узел HP пребывает в "переходном периоде". Раньше его задачи сводились к распространению рекламной и технической информации и поддержанию единого имиджа с остальными Web-представительствами этой компании. Теперь же на нем появятся материалы, ориентированные на конкретную аудиторию, станет больше интерактивных элементов, и он должен будет играть более важную роль в налаживании отношений с клиентами.

Один из присутствовавших на семинаре конечных пользователей отметил, что существующая структура узла недостаточно учитывает нужды потребителя. Он утверждал, что на этом Web-узле содержится крайне мало технической информации, и за ней приходится обращаться к и без того перегруженной телефонной службе поддержки. Причем в электронном виде не опубликованы даже тексты, давно надиктованные на автоответчики данной службы.

Мария Корбут и Арсен Асланян (сотрудники, соответственно, TNT Express и "Адидас-Москва") рассказали о виртуальных представительствах компаний, не имеющих отношения к информационным технологиям. Для них создание собственного Web-узла как естественного побочного продукта основной деятельности было невозможным. Представительство во Всемирной сети является для таких компаний чисто коммерческим структурным подразделением.

Корпорация TNT Express (http://www.tnt.com ), специализирующаяся на предоставлении международных почтово-транспортных услуг, локализованных узлов не использует, хотя и ведет операции более чем в 100 странах мира. Вместо этого ее единое Web-представительство имеет подразделы по любой из охваченных услугами TNT стран.

Каждый из подразделов содержит сведения о предоставляемых в какой-либо стране услугах и тарифах на них — в частности, задав специальному калькулятору параметры требуемой услуги, можно получить ее расчетную стоимость. Публикуется информация о специфических для конкретной страны общих условиях перевозок, инструкции по оформлению документов и другие полезные для клиента данные.

С помощью средств Web-узла TNT можно выяснить по номеру накладной, каковы текущее состояние и местонахождение почтового или грузового отправления. Общий раздел узла рассказывает об истории и современном состоянии компании, в нем публикуются последние новости из жизни TNT.

В Web-представительстве TNT используется исключительно английский язык. Компания считает, что для ее клиентов английский является языком межнационального общения. Кроме того, наличие единственного центрального узла с максимально компактной структурой упрощает задачу обеспечения безопасности, важность решения которой усугубляется тем, что многие сервисы, предлагаемые посетителям, реализованы с привлечением ресурсов внутренней корпоративной вычислительной сети.

Эффект от работы своего Web-узла TNT оценивает, основываясь на том, что в течение трех лет, прошедших с момента его запуска в работу, нагрузка центра обработки телефонных звонков сократилась на 20%. В денежном выражении это многократно превышает затраты на эксплуатацию Web-представительства.

По словам Арсена Асланяна, фирма "Адидас-Москва" (http://www.adidas.ru ) первой из спортивных компаний открыла собственный узел Web, а потом и отдельное Web-представительство в России. Как заявляет г-н Асланян, Internet обладает рядом преимуществ перед обычными средствами массовой информации.

Так, реклама в газете имеет одноразовое действие; если же поиск необходимых сведений ведется направленно, то для их извлечения из газет приходится прилагать значительные усилия, специально обращаясь в библиотеки или архивы. Газетное объявление оказывается эффективным только в том случае, если оно попадается на глаза конкретному человеку в нужный момент, поэтому приходится публиковать рекламу изо дня в день, что обходится довольно дорого. Кроме того, объем такой публикации весьма невелик, а географический охват ограничен.

В отличие от этого, Internet-реклама стоит сравнительно дешево, доступна постоянно, найти ее очень легко, объем информации практически не ограничивается, а сферой распространения оказывается почти весь мир. Для "Адидас" дополнительным условием успеха стало то, что контингент покупателей спортивной продукции в значительной степени является контингентом пользователей Internet.

Хотя главное назначение Web-представительства "Адидас-Москва" состоит в информировании покупателей об имеющихся товарах и формировании имиджа компании (число уникальных посетителей узла http://www.adidas.ru достигает сегодня 1 тыс. в день), он приносит значительную пользу и как средство вербовки новых партнеров по сбыту продукции. За полтора года благодаря ему были установлены контакты с 10 нынешними дистрибуторами фирмы в различных уголках мира.

Судя по высказываниям участников семинара, Россия уже стала элементом международной экономической системы, и крупные зарубежные компании, за редким исключением, считают немаловажной задачу создания русскоязычных Web-серверов. Как и во всем мире, отдача от вложенных в Web-представительство средств многими рассматривается как потенциальная. А вот маркетинговые возможности Web-узла по отношению к определенным целевым группам даже превосходят те, что могут предложить другие средства массовой информации.

Преимущества Web-представительств осознают и российские компании. Действительно, по темпам роста числа Web-хостов "мы впереди планеты всей". Однако сотрудник РОЦИТ Антон Чиж позволил себе упрекнуть российские компании за то, что они чаще всего не заглядывают в будущее, поэтому не задумываются о необходимости сопровождения Web-узла, не подсчитывают, во сколько это обойдется, и не заводят соответствующую статью расходов. У многих хватает запала лишь на создание узла, а обновление информации осуществляется от случая к случаю, по мере возможности. В отличие от российских, западные фирмы, особенно крупные, уделяют сопровождению своих Web-узлов самое пристальное внимание.

ОБ АВТОРЕ

Евгений Подольный (eugene@space.ru) — сотрудник ИАЦ "Телекоммуникации".