Фирма "Коминфо Консалтинг", оказывающая консультационные услуги телекоммуникационным компаниям, в течение последних семи лет отслеживает развитие российского рынка услуг электросвязи.



Рис. 1. Доходы от предоставления услуг электросвязи в Москве за 1995-1998 гг.

Автор считает целесообразным анализировать рынок телекоммуникаций Москвы не в абсолютных показателях (часто меняющихся в условиях финансовой нестабильности), а в относительных единицах и процентных соотношениях, что позволяет более объективно оценить структуру, динамику и перспективы развития рынка. Кроме того, следует отметить: на структуре рынка электросвязи России сказалось то, что наряду с традиционными предприятиями-монополистами в 90-е гг. на нем появились альтернативные операторы, которые в первую очередь стали предоставлять услуги международной и междугородной телефонии, а также услуги передачи данных.

Москва — самый емкий среди российских рынков, лидирующий с большим отрывом. На общероссийском рынке услуг электросвязи доля столицы составляет 22—23%; в период 1994—1997 гг. она выросла в 2,3 раза. Динамика роста (по отдельным видам услуг) показана на рис. 1. Самыми высокими темпами развивались международная и документальная электросвязь. За указанный период их доли в общем объеме услуг электросвязи увеличились, соответственно, с 19,8 до 26,4% и с 5,79 до 8,85%. Это связано с активной деятельностью альтернативных операторов, доля которых за прошедшие три года увеличилась вдвое, составив в 1997 г. 27,2%.



Рис. 2. Доходы от предоставления услуг электросвязи деловому сектору Москвы

За рассматриваемый период в столице выдано около 400 лицензий, из них 58% — на оказание услуг местной, международной и междугородной связи, 13% — на услуги подвижной связи и персонального радиовызова и 7,5% — на услуги передачи данных. Эти цифры, прежде всего, свидетельствуют о том, что рынок электросвязи Москвы находится на начальном этапе своего развития. Сегодня число операторов, имеющих высокую долю на рынке и вкладывающих значительные инвестиции в создание новых сетей и развитие передовых технологий, не превышает десяти.

На рынке услуг электросвязи, предлагаемых деловому сектору, активно работают альтернативные операторы: в Москве их доля составила 25,7% в 1995 г., 30,8% в 1996 г. и 37,9% в 1997 г. (рис. 2). В результате, по этому сектору доля столицы достигла в 1997 г. 28,8%, увеличившись на 5% по сравнению с 1996 г.

Ожидается, что в 1998 г. прирост доходов от предоставления услуг электросвязи деловому сектору Москвы составит не более 5—10%. Прогноз учитывает, что в докризисный период наблюдалось стабильное увеличение соответствующих доходов, а в конце года произошел спад.

Международная связь



Рис. 3. Доля альтернативных операторов на московском рынке международной связи


Рис. 4. Распределение московского рынка услуг международной связи

В 1997 г. доля Москвы на рынке международной связи России составила более 70%, причем альтернативные операторы предоставляли свыше 50% таких услуг. Динамика изменения доли доходов московских альтернативных операторов по годам приведена на рис. 3.

По прогнозу фирмы "Коминфо Консалтинг", к концу 1998 г. доля московских альтернативных операторов на рынке международной связи (с учетом серьезного изменения курса доллара в период кризиса и незначительного падения объема международного трафика) возрастет и достигнет примерно 57%. В то же время доходы АО ММТ, предоставляющего аналогичные услуги, сократятся — несмотря на некоторый прирост трафика — из-за существенного уменьшения тарифов в долларовом эквиваленте.

Распределение московского рынка услуг международной связи в 1997 г. показано на рис. 4. Компаниям "Комстар", "Комбеллга", "Совинтел", "Телмос" и "Глобал Один" в совокупности принадлежит почти четверть рынка. Считается, что в Москве этот сектор уже достаточно насыщен, однако его передел продолжается. Так, компания "Глобал Один" сумела отвоевать свою долю в течение 1997 г.

Междугородная связь



Рис. 5. Доля московских альтернативных операторов в доходах от междугородной связи

Москва потребляет пятую часть от всего объема услуг междугородной связи России. Этот рынок развивается достаточно динамично, только за 1995—1996 гг. его объем увеличился почти вдвое. Данный сектор также привлек внимание альтернативных операторов Москвы: их доля увеличилась с 1,37% в 1994 г. до 7,9% в 1997 г. (рис. 5).



Рис. 6. Распределение московского рынка услуг междугородной связи (альтернативные операторы)

В 1998 г. доля альтернативных операторов возрастет незначительно — всего на 0,3%, что объясняется не только уменьшением трафика, но и невозможностью конкурировать с тарифами основного оператора, бывшего госпредприятия ММТ, доля которого на рынке Москвы до сих пор превышает 90%. Оставшаяся часть принадлежит альтернативным операторам, среди которых фигурируют те же компании, что и в секторе международной связи, поскольку они, как правило, оказывают комплексные услуги. Как распределяется эта часть рынка между пятью ведущими альтернативными операторами, можно узнать из рис. 6.

Анализ абонентской базы альтернативных операторов показывает, что основные доходы от услуг голосовой связи альтернативные операторы получают благодаря крупным клиентам — транснациональным корпорациям, финансовым структурам, деловым центрам, представительствам зарубежных фирм, гостиничным, административным и офисным комплексам. В начале своей деятельности альтернативные операторы ориентировались именно на перечисленные категории потребителей, однако впоследствии вынуждены были обратить внимание также на средние и мелкие предприятия.

Хотя все операторы оказывают услуги широкому кругу клиентов, каждый из них имеет свои предпочтения. Среди клиентов компании "Комбеллга", например, преобладают посольства и представительства зарубежных стран, "Комстар" ориентируется на российские компании, гостиницы и рестораны, а среди заказчиков "Телмос" и "Совинтел" значительную часть составляют банки и компании-операторы.

Новые услуги



Рис. 7. Число подключений ISDN (BRI+PRI) в Москве

Услуги ISDN реально появились в Москве лишь во второй половине 1994 г. Сегодня техническую возможность и желание предоставлять услуги ISDN имеют многие операторы, однако реальное число пользователей пока невелико, поскольку массовый потребительский спрос еще не сформирован. Число подключений не превышает 2 тыс. (рис. 7).

Среди альтернативных операторов услуги ISDN уже предоставляют компании "Комстар", "Совинтел", "Телмос", "Комбеллга", "МТУ-Информ", "Астелит". Фирма "Глобал Один", ММТ совместно с "Ростелекомом" и компания АСВТ вышли на этот рынок в середине 1998 г. Центральный телеграф планирует оказание таких услуг в рамках проекта Centel.

По количеству подключений PRI и BRI лидирующее положение занимает "Комстар". На сегодняшний день доля компании на ISDN-рынке Москвы составляет около 30% по PRI-подключениям и 62% — по BRI-подключениям. Основные клиенты относятся к коммерческим фирмам среднего размера.

За четыре года существования в России сетей ISDN операторы не смогли доказать, что услуги ISDN доступнее и функциональнее услуг выделенных каналов. Маркетинговые исследования, проведенные фирмой "Коминфо Консалтинг", показали, что если в ближайшие два-три года не будет создана федеральная сеть ISDN с общенациональным роумингом и разумными тарифами, то инвестиции станут направляться на развитие других, более скоростных, технологий — frame relay, xDSL и кабельных модемов.

Несколько слов о рынке услуг интеллектуальных сетей связи (ИСС). На формирующемся рынке Москвы наиболее активно предлагаются решения на основе компьютерно-телефонной интеграции ("МТУ-Информ"), узла услуг ("Мобильные ТелеСистемы") и интеллектуальной платформы в рамках наложенной сети (ММТ, пока лишь проводится телеопрос). Все три решения имеют определенные ограничения (связанные с числом потенциальных пользователей), которые обуславливаются технологическими и экономическими факторами. На формирование данного рынка серьезно повлияют планы АО МГТС по созданию региональной ИСС, имеющей распределенную архитектуру.

Сотовая связь

Высокие темпы развития этой области и конкуренция в ней обуславливают снижение тарифов и все большую доступность мобильной связи. Так, плата за подключение во многих регионах, включая Москву, уменьшилась в несколько раз и продолжает снижаться. В 1998 г. компания "ВымпелКом" сократила ее, по сравнению с 1997 г., в 3 раза, фирма "Мобильные ТелеСистемы" — вдвое, а "Московская Сотовая Связь" (МСС) вообще отменила.



Рис. 8. Число абонентов сотовой связи в Москве в 1998 г.

Продолжается снижение абонентской и повременной оплаты. В 1998 г. компания МСС на 10% снизила цены на обслуживание. В этом же году число абонентов сотовых сетей превысило в столице 300 тыс. (рис. 8).

Все три компании предполагают дальнейший рост клиентской базы. Доход от одного абонента сотовой связи составляет 1—3,5 тыс. дол./г. (по сравнению с доходом около 100 дол. на линию проводной связи МГТС), а срок окупаемости инвестиций в Москве не превышает двух лет. По этой причине инвесторы активно вкладывают средства в сотовую связь.

Компания "ВымпелКом" получила новую лицензию на предоставление услуг, соответствующих стандарту GSM-1800. В 1997 г. в Москве была введена в эксплуатацию сеть этого стандарта и появилась техническая возможность значительно увеличить число абонентов. В 1998 г. фирма закупила оборудование для восьмого по счету расширения сети "БиЛайн" стандарта D-AMPS-800.

К концу 1998 г. компания "Московская Сотовая Связь" должна завершить проект модернизации своей сети, предполагающий двукратное увеличение ее емкости за счет использования технологии перемежающихся каналов, впервые реализованной фирмой Ericsson. К 2000 г. сеть МСС сможет обслуживать до 300 тыс. абонентов.

В условиях кризиса

Во второй половине 1998 г. произошло резкое снижение темпов развития всех видов связи. Альтернативные операторы достаточно гибко отреагировали на сложившуюся ситуацию и предприняли решительные действия для предотвращения оттока клиентов.

Свобода в выборе тарифной политики и маркетинговой стратегии выгодно отличает новые компании. Большинство из них разработало "антикризисные" программы, в рамках которых реализуется практически индивидуальный подход к клиентам, устанавливается "плавающий" курс рубля к доллару при расчетах с ними, снижены тарифы на отдельные виды услуг. Благодаря этому объемы услуг в тех сегментах рынка, где работают альтернативные операторы, по нашим оценкам, сократятся всего на 10—30%.

В отличие от альтернативных, базовые операторы (бывшие госпредприятия), такие как МГТС и ММТ, оказались в весьма невыгодном положении. Дело в том, что тарифы на их услуги установлены в рублях и в условиях кризиса остались неизменными или были повышены незначительно (например, в 1,4 раза на услуги международной связи).

В особо сложной ситуации оказалась МГТС, предлагающая только услуги местной связи. Тарифы МГТС, регулируемые местными органами власти, уже более полутора лет (с апреля 1997 г.) остаются неизменными — несмотря на то, что они еще далеки от себестоимости услуг (местная телефонная связь для населения считается социально значимой услугой). В Москве абонентская плата для категории "Население" на 17% ниже, чем в среднем по России, а уровень доходов жителей столицы почти в 4 раза выше среднероссийского.

В сложившейся на данный момент неблагоприятной экономической ситуации говорить об адекватном повышении тарифов вряд ли возможно. Однако "замораживание" тарифов в условиях кризиса приведет к значительному, по сравнению с другими московскими операторами, снижению доходов АО МГТС и поставит под угрозу срыва не только программу развития сети, но даже ее функционирование.

Широко распространено мнение, что бывшие госпредприятия связи теряют свои позиции пренебрежимо малыми темпами, поскольку число абонентов альтернативных операторов несоизмеримо с колоссальной абонентской базой монополистов. Это верно только для услуг местной связи, а абсолютно монопольным является обслуживание лишь одной категории абонентов — населения. На рынке услуг, оказываемых деловому сектору (особенно на рынке междугородной и международной связи, где работает большое количество альтернативных операторов, постепенно вытесняющих монополистов), сложилась противоположная ситуация.

***

В заключение отметим, что, несмотря на сложные условия работы на российском рынке телекоммуникаций, в период кризиса альтернативные компании не только не сдают позиций, но и планируют завершение проектов, связанных с расширением уже существующих сетей и освоением новых. Анализ их действий, предпринимаемых в столь сложных условиях, позволяет утверждать, что в дальнейшем альтернативные операторы займут еще более прочное положение на рынке телекоммуникаций Москвы. Это объясняется тем, что помимо гибкой тарифной политики они обеспечивают высокий уровень сервиса и качества предоставляемых услуг. Монополисты же — хотя они и стремятся к развитию сетей и внедрению новых услуг — скованы жестким государственным регулированием в области тарифной политики, что в ближайшее время не позволит им эффективно конкурировать с альтернативными операторами.

ОБ АВТОРЕ

Александр Сергеевич Савчук — генеральный директор компании "Коминфо Консалтинг", канд. экон. наук. С ним можно связаться по тел. (095) 962-1592 и (095) 964-1893