Фраза "современная организация не может обойтись без надежной связи" навязла в зубах. Причем нередко подразумевается, что главная задача провайдера услуг — предоставить компании-клиенту техническую возможность использования телекоммуникаций (т. е. он должен подвести канал передачи данных, обеспечить телефонными номерами, продать достаточное количество сотовых телефонов и установить необходимое число базовых станций). В крайнем случае от него требуют объяснения, почему применение того или иного вида связи позволит компании лучше справиться с выполнением стоящих перед ней задач. При таком подходе предполагается, что внедрение новых средств связи несет с собой лишь количественные изменения (быстрее, дешевле, проще), но отнюдь не качественные.

Между тем современные средства связи все чаще обуславливают качественные изменения в организации деятельности компаний. Возьмем, к примеру, видеоконференции. Благодаря им рабочие совещания можно проводить, не собирая их участников в одно помещение.

Другой пример (именно на нем мы и сосредоточимся в нашей статье) — мобильная связь в фирмах, которые нуждаются в оптимальной организации перевозок грузов, особенно скоропортящихся. Последнее понятие надо истолковывать гораздо шире, чем обычно. При традиционной трактовке под ним подразумевают, в первую очередь, продукты питания, однако к разряду "скоропортящихся товаров" можно отнести и экспресс-почту (не доставишь вовремя — заплатишь неустойку), и цементный раствор для стройплощадок, и асфальт, и даже пассажиров на остановках (не перевезешь оперативно — они воспользуются другим транспортом).

Короткая история из жизни. Только с помощью радиосвязи удалось наладить снабжение одного из районов Подмосковья горячим хлебом. Раньше хлеб доставлялся в магазины либо слишком большими партиями ("с запасом"), и потом он черствел, либо столь малыми, что его не хватало. Теперь в столице и пригородах развернута сеть киосков, имеющих постоянную связь с диспетчерской; обеспечены связью и автомобили, развозящие товар. Стало возможным — при доставке хлеба малыми партиями — быстро пополнять его запасы на конкретных "точках". Радиосвязь позволяет оперативно передавать заказ в диспетчерскую, отслеживать местонахождение транспортных средств и поручать обслуживание тем машинам, которые способны оптимальным образом выполнить задачу.

Однако компании далеко не всегда могут решить свои проблемы с помощью простой радиосвязи, что обусловлено как техническими, так и организационными причинами. Во-первых, для самостоятельной установки системы радиосвязи необходимы квалифицированный технический персонал и определенные денежные средства на обеспечение требуемой зоны охвата, а того и другого порой недостает. Во-вторых, нередко бывает, что фирме просто не под силу получить все нужные разрешения на развертывание и эксплуатацию такой системы. Глубоко анализировать данные проблемы мы не будем: нас куда больше интересуют причины структурные.

Дело в том, что традиционные системы радиосвязи часто не имеют внутренней логической структуры; максимум их возможностей — организация групп радиоабонентов. В этом смысле значительно на большее способны системы транкинговой радиосвязи. Обычно они состоят из одной или нескольких сот, в центрах которых располагаются базовые станции, связанные между собой линиями связи. Для множественного доступа применяется частотное разделение каналов. Частоты не закреплены раз и навсегда за абонентами: радиостанция пользователя, желающего выйти в эфир, сканирует доступный спектр в поисках свободного канала и начинает передачу, лишь обнаружив его. Для работы в дуплексном режиме используются две частоты — одна на прием, другая на передачу.

При поверхностном взгляде транкинговая связь кажется похожей на сотовую (такой точке зрения способствует и внешнее сходство многих абонентских радиостанций, предназначенных для транкинговой связи, с сотовыми телефонами). Однако это совсем не так. Сотовые телефонные сети фактически работают в режиме индивидуального вызова и, по существу, являются беспроводным продолжением телефонной сети общего пользования. Напротив, транкинговые сети рассчитаны на функционирование, в первую очередь, в режиме группового вызова.

Технология транкинга обеспечивает структурирование общего абонентского пула. Абонентов можно объединять в группы, которым присваиваются определенные приоритеты, да и сами группы могут иметь различную конфигурацию. Другими словами, транкинг позволяет строить корпоративные сети беспроводной связи, структура которых наилучшим образом соответствует организационной структуре корпоративных пользователей. Это означает, в частности, что данная технология ориентирована на предприятия, достигшие довольно высокого уровня организации своей деловой жизни. Компании, чья внутренняя структура недостаточно развита и которые не заботятся об усовершенствовании организации бизнеса, скорее всего, сочтут транкинговую связь ненужной роскошью или просто не сумеют ею воспользоваться.

Конечно, построить собственную сеть транкинговой связи способны только самые крупные фирмы. Сейчас в Иркутской области развертывается корпоративная транкинговая сеть АО "Иркутскэнерго", одного из крупнейших энергетических предприятий России. Компаниям меньшего масштаба приходится прибегать к услугам оператора сети транкинговой связи. Во-первых, он конфигурирует корпоративную сеть в соответствии с организационной структурой клиента. Во-вторых, оператор предоставляет абоненту соединение через свою сетевую инфраструктуру; при этом время соединения оплачивается, как в обычной сотовой сети.

В Москве действуют следующие операторы сетей транкинговой связи: "Система-Транк", "МТК-Транк" и "Регионтранк". Не так давно компания "Регионтранк" объявила о получении лицензии на полноправную коммерческую эксплуатацию сети и намерении создать межрегиональную транкинговую сеть, клиенты которой смогут пользоваться всеми услугами, о которых говорилось выше. На примере "Регионтранка" мы расскажем о том, какие услуги способна получить организация от оператора сети транкинговой связи.

Сеть этой компании построена на базе протокола ESAS, разработанного американской компанией Uniden. Сейчас ее услуги предоставляются в Москве, ближайшем Подмосковье (зона уверенного приема — до 30 от МКАД; фактически же он осуществляется на расстоянии до 60 км), в Вологде и Череповце. В Москве развернуты четыре базовые станции, в ближайшее время предполагается установить еще пять. Все оборудование БС, применяемое в сети "Регионтранка", выпускает фирма Uniden. Клиенты пользуются абонентскими радиостанциями в основном производства Uniden, а кроме того, компании Maxon. Дуплексные радиостанции обеспечивают в том числе групповую радиосвязь.

Сеть использует частоты диапазона 800 МГц, который "открылся" для гражданского применения около двух лет назад. Тогда же были выданы первые лицензии на работу в данном диапазоне в опытном режиме. Примерно через год после этого "Регионтранк" сдал в коммерческую эксплуатацию сеть в Вологде, а летом нынешнего года — сеть в Москве. Разработкой проектов московской и региональных сетей, а также технической поддержкой их развертывания и эксплуатации занимается компания "Социнтех".

Благодаря широким возможностям протокола ESAS пользователи получают самые разные услуги. Простейшая из них — связь в группе: любой ее абонент может инициировать вызов, прием осуществляется всеми членами группы. Пользователь способен входить в состав многих групп, причем для реализации вызова он должен просто "пролистать" на экране абонентской радиостанции список групп, членом которых он является, и выбрать нужную.

Услуга групповой связи с диспетчером придает абонентскому пулу более сложную структуру (однако она и дороже). Право инициировать вызов имеет только диспетчер, а все остальные лишь отвечают на его запросы. Как и при простой групповой связи, пользователь может участвовать в нескольких группах, а перед инициацией вызова на экране радиотерминала "пролистывается" список доступных групп. Разновидность такой услуги — диспетчерская связь с индикацией вызывающей станции: диспетчер сразу видит на своем дисплее, от кого поступил запрос, и ведет дальнейшие переговоры с этим абонентом. Право делать общие сообщения за диспетчером сохраняется.

Еще более дорогая — индивидуальная связь. Дело в том, что при групповой связи канал занимается только на время проведения реальных переговоров (и оплачивается именно это время), а при индивидуальной связи канал оказывается занятым в течение всего сеанса. Здесь абонентская радиостанция, с точки зрения пользователя, является полным аналогом сотового телефона: набираешь номер и получаешь соединение с нужным тебе лицом. Если радиостанция полудуплексная, возможности вызова абонента ограничиваются рамками транкинговой сети; выход в ТфОП, согласно существующим правилам, допускается лишь с дуплексных станций. Впрочем, по желанию клиента и, конечно, за дополнительную плату оператор может обеспечить вызов номеров городских экстренных служб и с полудуплексных станций.

Итак, мы рассмотрели существующие логические конфигурации системы услуг транкинговой связи на базе протокола ESAS. Любому пользователю или группе может быть присвоен один из трех уровней приоритета — высокий, средний либо низкий. Как уже говорилось, для инициации вызова радиоабонент должен занять канал. Если пользователей в сети мало, проблемы возникают редко, если же много, порой оказывается, что все каналы заняты. Высокий приоритет позволяет инициировать вызов в любое время (для чего предусматривается резервирование каналов), абонент с низким приоритетом при отсутствии свободных каналов получает отказ. Вызовы от абонентов со средним уровнем приоритета выстраиваются в очередь, и в момент освобождения радиоканала пользователь немедленно получает возможность "выйти в эфир". Ясно, что чем выше приоритет, тем дороже стоит услуга.

Другие виды услуг связаны с географическими параметрами их предоставления. Самая дешевая услуга — вызов в пределах одной соты. В этом случае все операции по организации вызова выполняет аппаратура той базовой станции, в чьей соте располагаются и вызывающий, и вызываемые абоненты. В многосайтовых сетях возникают такие ситуации, когда вызываемые абоненты распределены по разным сотам. Тогда вызов обеспечивает оборудование нескольких БС, а кроме того, занимаются радиоканалы в соответствующих сотах. Это стоит дороже. Наконец, если вызов инициируется в одном регионе, а принимается в нескольких, для организации связи используются также междугородные каналы передачи информации. Данная услуга — наиболее дорогая; сейчас она предоставляется только абонентам из Вологодской области (например, кто-то из них находится в Вологде, а кто-то — в Череповце).

С гибкостью описанной системы услуг связаны как очевидные преимущества, так и некоторые проблемы: эффективность системы связи сильно зависит от того, насколько правильно выбрана конфигурация, до какой степени она соответствует организационной структуре компании-клиента и характеру решаемых задач. Таким образом, транкинговая связь принесет максимальную пользу фирмам, предельно четко понимающим, как построен их бизнес. Конфигурация групп определяется при заключении контракта с оператором сети; в дальнейшем в нее можно вносить изменения. Кроме указанных базовых услуг сеть "Регионтранк" поддерживает ряд дополнительных сервисов, в частности голосовую почту и перевод вызовов на другие абонентские устройства, например телефоны, подключенные к обычной ТфОП.

За три месяца, прошедшие с начала коммерческой эксплуатации сети (на момент написания статьи), абонентами "Регионтранка" в Москве стали 320 человек. По словам директора по маркетингу "Регионтранка" Владимира Шибанова, в течение года компания рассчитывает довести их число до 3 тыс. Общее количество потенциальных абонентов транкинговых сетей в московском регионе, считает г-н Шибанов, составляет около 120 тыс.

Что же дальше? В настоящее время "Регионтранк" имеет лицензии на предоставление услуг транкинговой сети в 11 регионах. Идет монтаж оборудования в Брянске, Смоленске, Старом Осколе. Всего же в ближайшие годы предполагается построить сети транкинговой связи в 50 городах.


ОБ АВТОРЕ

Александр Крейнес — обозреватель журнала "Сети". С ним можно связаться через Internet по адресу kreines@radio-msu.net