Bay Networks попыталась подойти к модной нынче теме конвергенции сетей передачи голоса и данных не с позиций экономии средств (как это чаще всего делается), а с точки зрения выработки новых принципов ведения бизнеса.
Как известно, одна из основных движущих сил внедрения технологии передачи речи через корпоративные сети с коммутацией пакетов — это возможность "обойти" телефонные сети общего пользования (ТфОП) и сэкономить на соответствующих платежах. Средой передачи могут служить корпоративные сети на базе любой технологии — главное, чтобы они обладали достаточной пропускной способностью и тем или иным способом обеспечивали доставку трафика в режиме реального времени. Сейчас эту задачу чаще всего позволяют решать сети frame relay, ATM и IP.
Bay Networks предлагает сделать следующий шаг, превратив IP в единый протокол, на основе которого работают все приложения в локальной сети предприятия. Первое следствие такого объединения, лежащее буквально на поверхности, — возможность построения систем унифицированного обмена сообщениями (unified messaging). Собственно, идея не нова, однако раньше под ней чаще всего подразумевалось создание единого интерфейса к набору сообщений, которые хранятся на разных носителях и передаются пользователю по разным сетям, соответствующим характеру информации (голосовая почта — по телефону, электронные письма — на экран компьютера). В случае применения IP как унифицированной "подложки" для всех сообщений эти сети можно будет интегрировать на более высоком уровне.
Впрочем, только для построения систем unified messaging городить огород не стоило бы. Использование IP в качестве единой среды обмена сообщениями позволяет построить полностью интегрированную сеть. При этом привычная офисная АТС превращается в сервер такой сети, обеспечивающий шлюз между ТфОП и сетью IP-телефонии. Кроме того, к единой IP-сети предприятия подключаются серверы голосовой, электронной и видеопочты, серверы служб правил и каталогов, а доступ в Internet осуществляется через межсетевой экран.
В результате оказывается возможным целенаправленное формирование интегрированных информационных потоков, например между производителем и продавцом, с подключением к ним, по мере необходимости, и других сторон. Пользователи корпоративной интегрированной сети получают доступ к услугам типа телефонного вызова с поиском по каталогу (в том числе по каталогу, при просмотре которого используются Web-технологии).
Тревор Диринг (на фото), менеджер по маркетингу Bay Networks в странах Европы, Азии и Ближнего Востока, считает, что по мере развития подобных сетей интерес к предоставлению услуг на базе IP начнут проявлять и телекоммуникационные операторы. Тогда станет возможной и такая ситуация: сотрудник компании, находящийся в командировке, связывается через Internet с интегрированной сетью своего офиса и осуществляет, например, международный телефонный вызов. При этом голосовой трафик будет следовать через Internet до межсетевого экрана корпоративной сети, затем по IP-сети до телефонного сервера-шлюза, а потом — через ТфОП.
Эффективность применения сетевых технологий в значительной степени зависит от правильного выбора приложений и распределения технических ресурсов между ними. Злоупотребление интегрированными приложениями может привести к возникновению "заторов" в сети. Традиционно, когда заходит речь об использовании IP в качестве основы для интегрированного информационного обмена, вспоминают о том, что в этом протоколе не предусмотрено резервирование полосы пропускания. Однако эта проблема будет решена (или, во всяком случае, смягчена), когда получит широкое распространение протокол резервирования ресурсов RSVP, который уже сейчас поддерживается оборудованием основных производителей.
Но что будет, если все одновременно кинутся резервировать ресурсы под свои приложения? По словам г-на Диринга, Bay Networks видит выход из этой ситуации в том, чтобы управлять работой приложений в соответствии с заранее определенной политикой. Необходимо иметь возможность четкого распределения прав на доступ к полосе пропускания, во-первых, среди приложений, а во-вторых, среди пользователей. Для таких целей и применяется упомянутый выше сервер правил, подключенный к единой корпоративной IP-сети. Кроме того, весьма полезно учитывать при формировании политики текущее состояние сети. По словам г-на Диринга, средства для решения данной задачи могут появиться у Bay Networks в течение года.
Еще один вопрос — на каком уровне следует определять политику. Как считает г-н Диринг, это лучше всего делать на уровне рабочей станции. Тогда разрешение на использование тех или иных сетевых ресурсов станет "выдаваться" в момент обращения к сети, а в дальнейшем передача информации будет происходить уже в соответствии с требованиями, заданными в момент инициализации обмена.
Конечно, уместно спросить, насколько такой подход соответствует стандартам. В ответ г-н Диринг отмечает, что стандартизация предполагается "на следующем этапе" и что в настоящее время до 80% критически важных приложений, работающих в корпоративной IP-сети, поддерживаются одним и тем же провайдером. По-видимому, Bay Networks не считает стандартизацию предлагаемых технологий первоочередным делом. Не очень ясно, как это скажется на широком распространении данной идеологии.
О финансовых успехах Bay Networks
По сообщениям компании Bay Networks, ее доход за 1998 финансовый год (закончившийся летом) составил 2411,7 млн дол., что на 15,2% больше полученного за 1997 г. Чистый убыток и убыток на одну акцию в 1998 финансовом году равнялись, соответственно, 34,8 млн дол. и 0,16 дол. За 1997 финансовый год значения этих показателей были такими: 285,0 млн дол. и 1,46 дол (в 1997 г. - 118,6 млн дол. и 0,59 дол.). На финансовых результатах года сказались затраты на текущие исследования и развитие, а также ряд других. Без учета этих выплат чистый доход и доход на одну акцию составили 145,7 млн дол. и 0,65 дол. соответственно. Финансовые итоги IV квартала оказались значительно лучшими, чем итоги года в целом. Доход за этот квартал составил 618,3 млн дол. (на 13% больше дохода за предыдущий квартал), а чистая прибыль - 20,6 млн дол. ( 0,09 дол. в расчете на одну акцию).