Сеть с интеграцией услуг — окажется ли она более дешевой в эксплуатации, чем отдельные инфраструктуры, предназначенные для передачи различных типов трафика? Принесет ли выгоду своим пользователям? Как правило, аналитики дают положительный ответ на оба вопроса.
Преимущества пакетной передачи речи перед традиционной аналоговой технологией со временем будут становиться все более очевидными. Вычислительная мощность на границе сети высвобождает пропускную способность сетевой магистрали. В соответствии с Законом Мура, через каждые полтора года за одну и ту же сумму можно будет купить процессор с удвоенным быстродействием. Расходы операторов связи на передачу пакетов снизятся, что позволит сэкономить и абонентам.
Некоторые аналитики считают: если судить по сегодняшним ценам, при пакетной передаче речи значительно выиграют абоненты дальней связи. Конкретные цифры зависят от числа коммутаторов, протяженности и типа глобальных соединений.
Джозеф Ринд, директор компании МCI по архитектуре коммутируемых сетей, утверждает следующее. Внутрирегиональная связь по общедоступной коммутируемой телефонной сети (public switching telephone network, PSTN) и с помощью IP-телефонии будет стоить примерно одинаково. Но звонок по IP из одного конца страны в другой обойдется на 64% дешевле, поскольку рентабельность пакетной сети растет по мере увеличения расстояния передачи (см. рисунок).
С помощью IP-сети телефонные переговоры между побережьями двух океанов обходятся дешевле, чем по общедоступной телефонной сети (в обоих случаях предполагается, что оператор связи владеет оборудованием маршрутизации/коммутации и арендует линии передачи)
Иначе обстоит дело с международной телефонией. Линии, обеспечивающие заокенскую связь, имеют не самую лучшую пропускную способность, поэтому коммутаторы в международных сетях PSTN со временем стали куда более изощренными, чем их собратья для внутреннего пользования. В них реализованы выделение пропускной способности по требованию и более эффективные средства передачи речи, факсов и данных. Поэтому, заключает Ринд, на передачу речи по международной сети PSTN оператору потребуется не больше, а даже несколько меньше затрат, чем на аналогичную связь по IP-сети.
Пока не осуществлен массовый переход к интеграции услуг, использование IP-телефонии для своих внутренних потребностей сулит значительную выгоду компаниям с крупномасштабными интрасетями. "Здесь можно быстро добиться реальной экономии, поскольку такие сети хорошо контролируются и управляются", — считает Марк Фишер, вице-президент по маркетингу фирмы Сoncentric Network, которая специализируется на предоставлении Internet-услуг.
Компания Nortel пошла по такому пути в прошлом году. Как отмечает ее президент и исполнительный директор Джон Рот, это позволило на 40% снизить плату за телефон. Теперь в Nortel телефонные звонки и факсы передаются по внутренней IP-сети, при этом используется ранее не незадействованная пропускная способность.
Можно провести параллель между эволюцией корпоративных интрасетей и сетей Т1 в 70—80-х гг. Тогда корпорации начали создавать на базе сетей Т1 внутрикорпоративные телефонные сервисы, дабы сэкономить на междугородних переговорах. Потом паузы в разговорах и между сеансами связи стали заполняться потоками бит данных, которые бесплатно передавались по частным арендованным линиям.
Пока сложно понять, насколько снизится в каждом конкретном случае стоимость телефонных разговоров при использовании комбинированных сетей, поскольку еще не определена система оплаты за телефонные услуги по Internet. Коммутация каналов — ориентированная на установку соединений технология второго уровня сетевой модели OSI/ISO — упрощает отслеживание отдельных звонков и расчет их оплаты. Протокол IP обеспечивает доставку пакетов без установления логических соединений, поэтому построение биллинговой системы для такой среды — задача не из легких.
"Internet-провайдеры предлагают единые расценки за любые услуги, поскольку не имеют возможности следить за обработкой отдельных звонков, — говорит Эд Кеннеди, вице-президент по маркетингу подразделения компании Alcatel по сетям передачи данных. — Для этого необходимо знать адреса инициатора вызова и вызываемого лица, их аутентификационные данные, а также знать, какие услуги использует вызывающий, и многое другое".
В общедоступной телефонной сети PSTN за всем этим хозяйством следят коммутаторы, которые связываются друг с другом по специальной сети Signaling System 7. В мире IР ничего подобного нет. Кроме того, в PSTN большие телефонные коммутаторы класса 5 имеют базы данных со всей необходимой информацией, а в сети IP данные распределены по множеству узлов. Чтобы получить информацию о сделанном вызове, необходимо собрать ее из разных мест. "Биллинговые системы в IP-телефонии пока совсем неразвиты. И это — проблема из проблем", — считает Кеннеди.
Компания Sprint недавно представила сервис Integrated On-Demand Network, в котором реализован еще никем не опробованный подход. Абонент платит по единым расценкам за максимально "толстый" канал, а виртуальный "счетчик битов" (bit meter) следит за реальным использованием пропускной способности, в соответствии с которым изменяется счет. Такой подход может обеспечить экономию средств, однако все зависит от уровня цен, о котором Sprint пока ничего не сообщает. Во всяком случае, стоимость телефонных звонков становится более предсказуемой, а пользователи получают в свое распоряжение необходимую полосу пропускания.
В случае применения IP-телефонии наибольшей экономии следует ожидать от повышения эффективности работы. Правда, количественно выразить этот показатель достаточно трудно. Хотя экстра сети extranet и электронная коммерция стремительно врываются в бизнес, они остаются недоступными для многих компаний, не имеющих опыта реализации и управления существующей ифраструктурой. В интегрированных сетях интеллектуальная нагрузка переносится на терминальные устройства, и на помощь таким компаниям приходят операторы связи. Небольшие фирмы и компании, имеющие удаленные офисы, могут препоручить поддержку ряда функций третьим лицам (outsourcing), благодаря чему — избежать крупных расходов.
Кандидатами на внешнюю реализацию являются узлы Web, серверы электронной коммерции, системы электронной почты и, конечно, факсимильный обмен, который часто называют наиболее естественным приложением IР-телефонии. "Половину затрат на факс-сервер составляет стоимость общения с аналоговой телефонной сетью, — отмечает Билл Фаллон, вице-президент по маркетингу компании FaxSav, которая предоставляет услуги передачи факсов по IР-сетям. — Если факсы могут передаваться по IP, а не по телефонной сети, компаниям не нужно на это тратиться".
Кроме того, возможна значительная экономия на оплате линии, по крайней мере сегодня. В США передача факсов по PSTN составляет примерно пятую часть всего трафика междугородной связи и более половины — международной. Перенос этого трафика в общедоступную магистраль Internet должен дать существенную экономию. Вложения в инфраструктуру будут минимальными, если потребуются вообще. При реализации факсимильного обмена по Internet компания может обойтись своими силами, установив IP-шлюзы, либо подписаться на услуги провайдера.
"Речь идет не просто о сокращении расходов на передачу", — считает Пол Северино, председатель и исполнительный директор недавно образованной компании NetCentric, которая продает сервис-провайдерам технологии передачи факсов по Internet. Дополнительное программное обеспечение почтового ящика позволяет преобразовывать поступающие факсы в сообщения электронной почты, которые затем распространяются или хранятся подобно любому другому электронному документу. Это еще на шаг приближает нас к созданию универсальной системы обмена сообщениями.