Нужно ли уведомлять отправителей сообщений, передаваемых по электронной почте, о доставке и прочтении их посланий? Некоторые считают это вмешательством в частную жизнь, другие не воспринимают проблему всерьез.
Противники подобных услуг (которых, судя по отзывам, меньшинство) воспринимают уведомления о доставке как своего рода способ шпионажа. Они утверждают, что получателей принуждают к немедленному прочтению сообщений. Особую озабоченность у них вызывает то, что не очень грамотный получатель остается в неведении о возможности отправителя узнать, прочитана ли его почта.
"Электронная почта не должна отличаться от остальных видов деловой связи", - отмечает Пол Хофман, руководитель Internet Mail Consortium. Так, отправитель делового письма или факса обычно не просит сообщить о его прочтении, а просто ждет ответа.
Намеренное или непроизвольное подталкивание к незамедлительному ответу побуждает некоторых администраторов и конечных пользователей электронной почты принимать контрмеры. "Лично я блокирую уведомления о доставке, поэтому могу читать сообщения, но отвечать на них позднее, - говорит Крис Миллер, системный менеджер Медицинской школы университета им. Вашингтона (Сент-Луис). - Я пользуюсь агентом, который устанавливает "флажок" уведомления на нуль". Он добавляет, что не стал блокировать уведомления о доставке во всей системе (с помощью Lotus Notes и Domino), поскольку пользователи продолжают обращаться к этой функции.
Разумеется, многие считают, что противники уведомлений о доставке поднимают шум из-за пустяков. "Не понимаю, в чем состоит проблема, - заявляет Джим Сантьяго, специалист по сетям компании AEW Capital Management (Бостон). - За все годы работы с информационными системами мне не доводилось сталкиваться с людьми, недовольными наличием уведомлений о доставке сообщений".
Противники уведомлений о получении утверждают: ту же роль способны играть предупреждения о невозможности доставки почты, генерируемые маршрутизаторами и агентами передачи сообщений. "При отсутствии подобных предупреждений "у вашего порога" вы можете быть уверенными в том, что сообщения доставлены по адресу", - заявляет Майк Харер, менеджер по системам обмена сообщениями корпорации Lotus Development.
Предназначенный для коллективной работы продукт GroupWise корпорации Novell оснащен функцией отслеживания статуса почты. По утверждениям представителей компании, эта функция позволяет отправителям узнавать статус сообщения, обращаясь к соответствующей странице на сервере. Какие-либо специальные уведомления о доставке при этом не генерируются.
"Люди порой используют уведомления для очень странных целей, - рассказывает Джон Гейли, директор подразделения компании Novell, занимающегося вспомогательными средствами для систем коллективной работы. В качестве примера он упоминает сотрудницу одной фирмы, которая применяет данную функцию как средство разведки. - Она посылает сообщение своему начальнику лишь для того, чтобы узнать, находится ли он на работе. Убедившись в его присутствии, она объявляется у него в кабинете".
Несмотря ни на что, уведомления о состоянии почтовых отправлений скорее всего получат широкое хождение. В настоящее время рабочая группа IETF рассматривает спецификацию Message Disposition Notification. Если эта спецификация будет принята большинством поставщиков, она позволит отслеживать весь путь почтового сообщения в Internet. Сейчас можно получить уведомление о прочтении отправленного сообщения только в однородной почтовой среде.
По мнению Харера, новые стандарты IETF дадут двоякий результат: отправители получат желанную возможность сквозного контроля за своей почтой, а противники уведомлений о доставке - более тонкие способы увильнуть от их использования. Харер считает, что важно учитывать стратегию организаций и давать администраторам больше рычагов контроля. При этом точная реализация стандартов имеет важное значение: "Нельзя решать задачу каждый по-своему и рассчитывать на сквозную совместимость".
Жалобы недовольных уведомлениями о доставке
? Это вмешательство в частную жизнь
? Получателя принуждают действовать в соответствии с планами отправителя
? Уведомления порождают дополнительный сетевой трафик сомнительной
ценности
? Они ненадежны при взаимодействии несогласованных систем
электронной почты
"Люди воспринимают уведомления о доставке электронной почты как
своего рода способ
шпионажа и принуждение
получателей к незамедлительному ответу", -
утверждает
Пол Хофман, руководитель Internet Mail Consortium