о том, что примерно к середине XXI века привычные денежные знаки и купюры отомрут, а большинство жителей планеты будет покупать все необходимые товары в электронных магазинах. Россия не станет исключением, ведь сегодня в нашей стране, несмотря на отсутствие нормативной законодательной базы и традиций использования электронных платежных систем, активно создаются электронные торговые точки. И компании, специализирующиеся на этом бизнесе, вовсе не считают его безнадежным.
Первые отечественные "пробы пера" в области электронной коммерции можно отнести к концу 1995 - началу 1996 гг. Это был период пробуждения интереса к Internet и внедрения в сознание части высокооплачиваемых граждан идеи о полезности использования пластиковых магнитных карточек. Несмотря на все препоны "процесс пошел", и вот - с Web-страниц на пользователей "глядят" уже десятки электронных витрин.
Об истории появления своих электронных магазинов, связанных с ними проблемах и перспективах рассказали представители компаний-разработчиков Quarta Technologies, "Весть" и "Гарант-Парк".
Quarta Technologies
Работы по созданию электронного магазина компьютерной техники и программного обеспечения начались в компании Quarta Technologies в феврале 1996 г. Создание собственного узла электронной коммерции было экспериментом, в ходе которого планировалось отработать технологии и получить необходимый опыт. Дело в том, что основное направление бизнеса компании - создание электронных магазинов "на заказ" для фирм, желающих заняться электронной коммерцией, но не имеющих требуемых специалистов.
Компания не вкладывала средств в "раскрутку" своего электронного магазина, не проводила специальных маркетинговых и рекламных мероприятий. Однако, несмотря на это, к середине 1998 г. еженедельный оборот электронного коммерческого узла Quarta Technologies измерялся уже тысячами долларов.
Собственный магазин Quarta создавала команда, состоявшая из шести человек - менеджера проекта, художника, дизайнера/верстальщика, системного администратора, программиста SQL и программиста, специализирующегося в области ASP (поскольку эта технология является базовой в Microsoft Commerce Server2). Они работали только с ПО корпорации Microsoft: Windows NT Server, Internet Information Server, MS SQL Server и Microsoft Merchant Server 1.0 (версия 2.0 еще не была выпущена).
Первый вариант электронного магазина появился через неделю. По мнению разработчиков, столь быстрому рождению достаточно сложного продукта способствовало, в первую очередь, применение Microsoft Merchant Server.
Дальше была рутина - улучшения и изменения. И хотя в процессе эксплуатации электронного магазина ПО обновляется неоднократно, крупные реконструкции состоялись пока дважды.
Первая стала следствием перехода на новую базовую технологию: Microsoft Merchant Server заменили на более совершенное ПО Microsoft Commerce Server 2.0. Перевод системы на другой язык занял у команды всего три дня. Вторая перестройка произошла в январе 1998 г. и была связана с внедрением в компании Quarta новой системы управления продажами, складским и бухгалтерским учетом. Адаптация узла электронной коммерции к новой структуре БД заняла у команды 6 часов.
К выходу следующей версии пакета Microsoft Site Server 3.0 Commerce Edition, предназначенного для разработки электронных коммерческих узлов, приурочивается третья крупная реконструкция. С этим неизбежным процессом разработчики намерены совместить расширение функций магазина, что должно повысить уровень продаж.
Специалисты Quarta не забывают о посетителях виртуальных прилавков. Их пожелания были учтены при создании дизайна и внутренней логики функционирования электронного магазина. В начале лета в БД магазина Quarta было зарегистрировано более 7,5 тыс. постоянных покупателей, и их ежемесячный прирост составлял 800-850 человек. Для персонификации клиентов разработчики использовали стандартные возможности модуля Microsoft Personalization System. При переходе на Microsoft Site Server 3.0 Commerce Edition планируется обеспечивать клиентам динамические предложения, основанные на проявленных ими предпочтениях и прогнозировании их интереса к отдельным группам товаров.
"Биография" электронного магазина Quarta Technologies свидетельствует, что одной из важных задач было сопряжение его работы с внутрикорпоративной системой автоматизации бизнес-процесса. Вторая реконструкция позволила успешно решить эту задачу.
Что же касается осуществления электронных платежей, разработчики пошли по пути создания собственной подсистемы оплаты заказов. Вместо блока поддержки электронных платежей компании Microsoft был использован продукт Quarta, выполненный в соответствии с технологией ASP, который обеспечивает автоматическое выставление счета по факсу.
Специалисты компании исследовали конъюнктуру рынка платежных средств и выяснили, что в России наличие системы авторизации пластиковых карточек пока не является необходимым требованием. Такими карточками обладает слишком мало клиентов, и в настоящее время создание подобной подсистемы экономически нецелесообразно. Тем не менее компания понимает, что вскоре и в России наступит эра пластиковых карт, поэтому активно занимается внедрением системы электронных платежей Cyberplat, созданной банком "Платина", и интеграцией ее с ПО Microsoft Commerce Server и Microsoft Wallet.
Электронная коммерческая система, разработанная Quarta Technologies, дает возможность владельцу магазина получать практически любую статистическую и аналитическую информацию, связанную с работой магазина. Например, она способна отслеживать заданную минимальную сумму ежедневной выручки, сигнализировать о необходимости принятия каких-либо мер, позволяет предоставлять динамические скидки и организовывать распродажи.
База данных магазина Quarta хранит "историю" покупок каждого посетителя и его регистрационную информацию, за предоставление которой компания "награждает" клиента дополнительными скидками на любые товары. Услуги курьерских почт DHL и TNT обеспечивают доставку товара "до двери" покупателя в большинство городов России и ближнего зарубежья.
Quarta Technologies: www.quarta.ru; электронный магазин: http://future.quarta.ru.
"Весть"
Компания "Весть" более всего известна на отечественном рынке как производитель систем автоматизации документооборота и делопроизводства. Однако еще в 1994-1995 гг. она была инициатором выпуска, тогда еще в бумажном виде, каталога "Тысяча программных продуктов". Тогда потенциальным покупателям практически негде было найти информацию о существовании и возможностях нужного ПО, поэтому каталог быстро стал бестселлером. Служба заказов по телефону, организованная "Вестью", стала прародителем ее электронного магазина.
В конце 1996 - начале 1997 гг. началось создание новых каналов реализации продукции. На Web-сервере компании появился электронный каталог цен на ПО. Дальнейшее его развитие привело к формированию электронного магазина, который сохранил счастливое для фирмы название "Тысяча программных продуктов". Основные работы были завершены в двухмесячный срок.
Особенностью бизнеса компании является работа с корпоративными, а не с частными пользователями, поэтому организация подсистемы электронных платежей по кредитным карточкам, не свойственная юридическим лицам в нашей стране, была экономически невыгодной. При разработке электронного коммерческого узла компании использовались технологии и инструментальные средства корпорации Microsoft.
Электронный магазин фирмы "Весть" обеспечивает только выбор и оформление заказа. Его реализация (высылка счета - осуществление платежа - выписывание накладной - составление счета фактуры - получение товара) производится традиционным способом. Сотрудники компании полагают, что основная функция их электронного магазина - своего рода "ликбез" потенциальных клиентов в области схем оплаты и номенклатуры продуктов.
Ежедневно магазин получает 1-2 заказа. Это немного, однако кроме чисто коммерческих выгод данный проект (руководство "Вестей" называет его "пилотным") обеспечил организацию постоянно действующей "выставки", которая знакомит с предлагаемыми компанией продуктами. Кроме того, электронная торговая точка позволила разгрузить телефонные линии компании, избавить сотрудников от большой доли рутинной работы и повысить уровень обслуживания. Теперь продавцу не надо, начиная "с нуля" общение с клиентом, монотонно зачитывать прайс-листы. Чаще всего он проводит консультации по нетривиальным вопросам, связанным с самими продуктами и оформлением заказов.
В свою очередь, покупатель экономит много сил и времени. С помощью электронной витрины он может обстоятельно, без спешки разобраться в свойствах продуктов, их требованиях к аппаратному обеспечению и т. п. В случае необходимости покупатель способен проконсультироваться с торговым агентом, а затем разместить заказ. В ответ на присланный заказ ему выставят счет.
"Весть": www.vest.msk.ru; электронный магазин: www.vest.msk.ru/tpp.htm
"Гарант-Парк"
В самом начале 1997 г. компания "Гарант-Парк" решила предложить компьютерной общественности проект электронного магазина. Для того чтобы проект был замечен, следовало обеспечить участие в нем фирмы с известным именем. Поэтому компания обратилась к фирме "Партия" с предложением о сотрудничестве. Хотя просчитать экономический эффект от реализации этого проекта тогда было непросто, "Партия" с готовностью откликнулась на предложение.
Эта работа стала первой "электронной ласточкой" компании "Гарант-Парк". Проблем было немало. Например, потребовалось "компьютерное просвещение" сотрудников "Партии", пришлось разъяснять заказчику экономические преимущества Internet-магазина. По мере выполнения проекта у компании появились и другие заказчики.
При создании электронных коммерческих узлов специалисты "Гарант-Парка" тоже используют базовые технологии корпорации Microsoft, однако часть системы, ответственную за поддержание логики торгового процесса, они разрабатывают самостоятельно. Среда разработки и эксплуатации формируется на базе Windows NT Server, Microsoft SQL Server; в качестве средств разработки применяются языки программирования Visual Basic и Visual C++. Интерфейсы реализованы на базе стандарта HTML, а также с использованием Java и JavaScript.
Для персонификации посетителей электронного магазина "Гарант-Парк" предусмотрел обязательный этап регистрации, позволяющий получать статистические характеристики "посещаемости" магазина и спроса на товары. Вместо подсистемы электронной оплаты в магазине фирмы "Партия" внедрен модуль формирования, передачи и контроля за исполнением заказа. Однако при необходимости специалисты компании готовы реализовать и связь с платежной системой, например Cyberplat банка "Платина".
Пока электронный магазин "Партии" не интегрирован с внутрикорпоративной автоматизированной системой делопроизводства, но это, по мнению сотрудников "Гарант-Парка", станет следующим этапом развития Internet-коммерции.
Резюме
Конечно, по данным трех компаний, занимающихся созданием электронных магазинов, нельзя проанализировать все проблемы и решения, которые существуют на этом рынке. И все же некоторые выводы можно сделать.
При разработке своих электронных коммерческих узлов респонденты единодушно оказали предпочтение программным продуктам Microsoft. Похоже, тенденция доминирования ПО этой корпорации на российском рынке, ранее четко проявившаяся на уровне SOHO, распространилась на корпоративный сегмент рынка. (Следует напомнить, что во многих других странах популярны продукты от Lotus, Oracle, IBM и ряда других компаний, да и в качестве корпоративных ОС чаще выступают различные версии UNIX и OS/2, а не Windows NT.) Можно сделать вывод о грамотной маркетинговой политике Microsoft в России или о недостаточно серьезном отношении к нашему рынку со стороны конкурентов компании (скорее всего, верно и то, и другое).
Еще одна общая характеристика этих компаний - настороженное (если не сказать больше) отношение к подсистемам электронных платежей. Видимо, российская действительность с ее неустойчивым законодательством и неразвитостью платежных систем диктует свои правила. Но и в данной сфере есть динамика: система Cyberplat, созданная банком "Платина", постепенно завоевывает популярность; намерение так или иначе использовать ее выразили представители двух из трех компаний.
Несколько различаются позиции компаний в вопросе интеграции электронного магазина с внутрикорпоративной автоматизированной системой документооборота. Все они считают подобное решение полезным, но Quarta Technologies активно его внедряет, "Весть" планирует осуществление интеграции, а "Гарант-Парк" - считает делом будущего.
Пожалуй, наибольшее единство было продемонстрировано при оценке перспектив, открывающихся в России для электронной коммерции. По мнению всех компаний, следует ожидать бурного роста объемов электронных продаж. Организация электронных магазинов становится выгодным бизнесом и даже в России приносит ощутимую прибыль.
"Гарант-Парк": www.park.ru; электронный магазин "Партия": www.park.ru/shop