За все хорошее, против всего плохого

Бюрократов в России не любят. Они становятся героями анекдотов, их считают ограниченными, а их работу - неблагодарной и неинтересной. С другой стороны, невозможно жить без законов и грамотного их исполнения, а значит, без бюрократов и их деятельности. Во многих странах представители даже среднего административного звена (менеджеры, или, по-старому, управленцы) относятся к высшему среднему классу (High middle class) общества, а их работа весьма престижна.

В каждой компании любой формы собственности имеется административный персонал. Существует определенная зависимость между схемами работы высшего бюрократического органа отрасли и предприятий, так или иначе с этим органом связанных. Компании заинтересованы в добротном функционировании высшей бюрократии, от которого в определенной мере зависит эффективность их работы. Деятельность бюрократов не волюнтаристична и базируется на определенной схеме принятия решения (функциональный менеджмент), имеющихся стандартов, документов развития, уже действующих документов, а также на организации законченных (выделенных) бюрократических процедур.

Сейчас все без исключения компании - информационно-технологические. Это означает, что система управления телекоммуникациями является основой систем управления компаний, зачастую имеющих к связи весьма косвенное отношение.

В связи функционируют три бюрократические структуры, взаимоотношения которых показаны на рис. 1. К ним относятся:

? Государственный комитет по связи и информатизаци (основной орган);

? Госсвязьнадзор;

? Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ).

Данная статья призвана дать общее представление о бюрократической системе отрасли «Связь» (согласно Концепции развития связи РФ) и указать ее основополагающие документы.

Функциональный менеджмент связи

Одной из задач Концепции развития связи Российской Федерации является построение системы функционального менеджмента связи, т. е. системы функционирования бюрократического аппарата отрасли. Сегодня под функциональным менеджментом понимается современная система организационно-экономического управления макро- и микро-объектами связи, способствующая достижению определенных целей при заданных условиях, ограничениях или принуждающих связях. Свои задачи функциональный менеджмент решает путем организации эффективного взаимодействия специальных (функциональных) и технологических звеньев производства услуг связи. Принятие решений основывается на синтезе научных данных, практического опыта и интуиции.

Система базируется на той или иной идее, которая реализуется конкретной технологией. Ключевой идеей стратегии развития функционального менеджмента связи является создание и внедрение отечественной методологии выполнения важнейших процедур - маркетинга, ситуационного анализа, мониторинга, альтернативного стратегического планирования, построения организаций, руководства и, контроля, и оценки результативности. Технология функционального менеджмента - это нормированная совокупность или последовательность функций и методов, рабочих процедур и операций, которые обеспечивают эффективное выполнение важнейшей задачи управления, состоящей в достижении организацией поставленных целей.

Этапы изменения идей, на которых базировался мировой менеджмент в своем развитии, показаны на рис. 2. Как видим, сейчас в мире происходит переход к системе интегративного менеджмента. Однако в нашей стране, в условиях переходной экономики, процессы менеджмента (по отношению к идеям, которые они реализуют) спутаны и осложнены отсутствием опыта в системах управления бизнесом (менеджмента бизнесом).

Можно считать, что современное состояние российского менеджмента - это причудливое сочетание делового администрирования и менеджмента человеческими ресурсами. Для России лучший вариант развития функционального менеджмента - переходить к интегративному менеджменту, минуя стадию менеджмента бизнесом. Вероятнее всего, это произойдет после окончания переходных процессов в экономике страны и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Развитые страны переходили к системе интегративного менеджмента от системы управления бизнесом и базируясь на характерных для нее методах - прежде всего, методах корпоративного управления. Как правило, корпоративное управление имеет элементы государственного регулирования. Для систем управления бизнесом главное - решение проблемы, получение результата, при этом система разрабатывается под уже поставленную задачу (неважно, кем и зачем). Такая система целесообразна при выдвижении требований эффективной работы в условиях изменчивой внешней среды, динамизма протекающих процессов, роста конкуренции и дефицита ресурсов. В подобных системах растут требования к профессионализму лидер-менеджеров (начальников), но профессионализму лишь в решении рутинных вопросов (как организационных, так и технических).

С точки зрения автоматизации систем управления, для менеджмента бизнесом характерно развитие корпоративных сетей, позволяющих менеджерам сокращать время проведения решений. В этих сетях, как правило, осуществляется достаточно жесткий контроль над работой менеджера, фиксируются все его действия. Система помогает менеджеру в работе, только обеспечивая информационную поддержку, например организуя доступ к различным базам данных. Схема организации решения полностью зависит от начальника (лидер-менеджера) и принятой в компании системы субординации.

Для интегративного менеджмента характерна более развитая форма управления - партисепативное (от англ. participial - «причастный») управление. Его характерной чертой является более мягкое, органичное управление свободного рыночного типа. Главная цель - постановка новых задач (инновации). Требования к лидер-менеджеру - напористый профессионал, не боящийся риска. Под профессионализмом понимается умение аранжировать общие идеи развития, основываясь на возможностях отрасли. Лидер-менеджеру необходимы энциклопедические знания по общим вопросам, высокая техническая культура, хорошее знание своей специальности и оригинальность мышления в прикладных вопросах.

Эта система эффективна, когда приходится экспериментировать, творить и искать в условиях повышенного хозяйственного риска, налаживать в изменяющейся обстановке разнообразные связи. На Западе идет интенсивное формирование автоматических систем управления, предназначенных для такого менеджмента, однако законченных решений пока нет и там. Тем не менее уже ясно, что партисепративные сети будут сетями результирующего управления (т. е. управления, нацеленного на получение определенных результатов).

Российская отрасль «Связь» пока не имеет достаточного опыта работы служб и подразделений управления связи по данной технологической схеме и только ставит перед собой задачу овладения уже существующими в этой области «ноу-хау». Понятно, что развитие сетей управления будет происходить по сложной схеме поиска идей управления бизнесом в рамках корпоративных решений, которые позволят наиболее безболезненно перейти к интегративному менеджменту с партисепативной схемой.

Отечественная практика функционального управления так и не решила задачу автоматизации управления, а его компьютеризация ограничивается, в основном, использованием текстовых редакторов и составлением простейших баз данных. Из этого следует, в частности, что все законы, распоряжения и другие отраслевые документы разрабатывались и все еще разрабатываются в соответствии со старыми бюрократическими процедурами.

Вероятнее всего, такие документы останутся в силе и после перехода на другие системы управления и будут достаточно долго обеспечивать бюрократическую поддержку развития телекоммуникаций. Каким образом старые документы будут взаимодействовать с будущими схемами управления - покажет время, однако уже сейчас можно начать выделять в этих документах основные положения, которые подпадают под экспертное определение «актуальности».

Стандартизация в электросвязи

Стандарты существуют во многих областях человеческой деятельности, и практически в каждой стране мира есть организация, являющаяся аналогом отечественного Госстандарта. Отличительная особенность телекоммуникационных стандартов состоит в том, что они содержат требования совместимости объектов, а не их идентичности.

Стандартизация электросвязи определяется решениями Международного союза электросвязи (МСЭ) - главного бюрократического органа отрасли в мировом масштабе. Основополагающими документами по электросвязи являются Международная конвенция по электросвязи и соответствующие Регламенты (в первую очередь, Регламент радиосвязи). Менее строгими к исполнению можно считать Рекомендации МСЭ, однако абсолютное большинство стран - членов данного Союза старается максимально точно следовать этим Рекомендациям.

На основании указанных документов Госстандарт при участии Федеральной администрации связи и уполномоченных ею исследовательских и проектных организаций разрабатывает ГОСТы на оборудование и системы связи, совокупность которых должна использоваться при организации служб электросвязи. Ответственность за вопросы стандартизации в области электросвязи, удовлетворяющей потребностям России, за поддержку интересов России при международном сотрудничестве, в регламентных вопросах и институтах стандартизации в области электросвязи лежит на Управлении стандартизации Госсвязьнадзора России.

Основная работа МСЭ осуществляется исследовательскими комиссиями (ИК), структура которых может меняться в зависимости от задач, которые они ставят перед собой. Сейчас Союз состоит из 17 исследовательских комиссий. Нужно отметить, что недавно создана специальная ИК N2 «Сети и общая эксплуатация», объединяющая принципиальные направления работы служб вне зависимости от их технических характеристик.

В настоящее время МСЭ занимает по отношению к стандартизации следующую позицию: необходимость поддержки нескольких независимых стандартов для ряда технологий. Такую возможность дает модель взаимодействия открытых систем OSI (Рекомендация Х.200 МСЭ-Т). OSI состоит из семи уровней, которые делятся на низшие (размеры разъемов, параметры электрических сигналов, организация передаваемого потока данных) и высшие, которые устанавливают способы представления данных и процедуры возобновления связи. Причем определяемое седьмым уровнем программно управляемое телекоммуникационное оборудование может при необходимости менять протокол, что позволяет создавать универсальное телекоммуникационное оборудование, в котором алгоритмы работы загружаются по желанию пользователя. Таким образом, можно считать, что Союзом взят курс на открытую архитектуру связного оборудования.

На федеральном уровне разрабатываются документы, интегрирующие стандарты МСЭ с особенностями схем, принятых в ВСС РФ. К таким документам, в первую очередь, относится Руководящий документ по общегосударственной системе автоматизированной телефонной связи (иначе - Нормы ОГСТфС). Из последних документов можно указать Положение о порядке введения 15-значной международной нумерации времени Т и Основные положения системы сигнализации ОКС-7 для сети Российской Федерации.

Остановимся на Нормах ОГСТфС, в которых определены принципы построения сети связи страны. Эти принципы основаны на Рекомендациях МСЭ по основным вопросам - построению системы, ее нумерации, сигнализации, тарификации, технической эксплуатации, системе управления сетью, показателям качества обслуживания вызовов, принципам взаимодействия с другими системами телефонной связи и нормирования телефонных каналов.

ОГСТфС представляет собой совокупность междугородных и местных автоматических телефонных станций (АТС), коммутационных узлов (УАК), каналов и линий телефонной сети и оконечных абонентских устройств. Для каналов телефонной сети (телефонных каналов) могут быть использованы типовые каналы тональной частоты (ТЧ) с полосой 0,3-3,4 кГц различных систем передачи (кабельных, радиорелейных, спутниковых и др.). Для линий телефонной связи возможно применение физических цепей, каналов ТЧ и цифровых систем передачи.

ОГСТфС состоит из междугородной телефонной сети и зоновых телефонных сетей (пример организации пропуска исходящего и входящего трафика приведен на рис. 3). Междугородная телефонная станция обеспечивает соединение автоматических междугородных телефонных станций (АМТС) различных зон, при этом пути исходящего и входящего трафика разделены.

Зоны - это определенные части территории, на которых все абоненты охвачены единой семизначной нумерацией. Для зоны определяется максимально возможное число телефонов (в перспективе на 50 лет). Максимальная (теоретическая) емкость местных телефонных сетей зоны в сумме не должна превышать 8 млн номеров. Значительная часть возникающего в сети трафика должна оставаться внутри зоны.

Зоновая телефонная сеть состоит из местных телефонных сетей, расположенных на территории зоны, и внутризоновой телефонной сети. Местные сети пригородов по мере увеличения нагрузки, исходящей от конкретных АТС к городской сети (т. е. при повышении коэффициента тяготения между ними), постепенно должны включаться в городскую телефонную сеть - как ее часть или по принципу учрежденческой телефонной сети.

Программные документы развития связи

Важнейшим программным документом общеотраслевого характера является Концепция развития связи РФ (базируется на Концепции программы Российской Федерации в области связи, одобренной Правительством РФ 25.03.93). Положения Концепции нашли свое развитие и конкретизацию в документе «Основные положения развития ВСС РФ на период 1993-1995 гг. и перспективу до 2005 г.», который является основополагающим при разработке планов развития сетей электросвязи, стратегии развития связи на долгосрочную перспективу, принципов построения ВСС РФ и ее взаимодействия с другими сетями, а также при предоставлении услуг электросвязи. Инвестиционная политика в области связи, правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности отрасли определены в документе «Программа вывода коммуникационного комплекса Связь РФ из инвестиционного кризиса» (1992 г., утвержден Министерством связи РФ).

В дополнение к этим документам программным документом общеотраслевого характера является «Схема развития и размещения отрасли Связь РФ на перспективу до 2000 г.» (1994).

Руководящие нормативные документы

На сегодняшний день связную отрасль определяют 11 законов РФ, 8 указов Президента и созданные Федеральным департаментом связи (ныне - Государственный комитет по связи и информатике) 84 руководящих документа.

Федеральный закон о связи принят Государственной думой 20 января 1995 г. и устанавливает правовую основу деятельности в отрасли. Закон состоит из 11 глав и 44 статей. В нем определено назначение связи, а для электросвязи - понятия сетей связи, взаимоувязанной сети связи Российской Федерации (ст. 6) и ее составных частей: сетей связи общего пользования (ст. 7), ведомственных и выделенных сетей связи физических и юридических лиц (ст. 8). Особенностью последних сетей можно считать то, что при сопряжении выделенных сетей связи с сетью связи общего пользования первые переходят в категорию сети связи общего пользования.

Федеральный закон о связи предписывает федеральной исполнительной власти (Федеральной администрации связи) разрабатывать нормативные акты и распоряжения по вопросам регулирования управления сетями связи, делегируя ей вопросы общего регулирования в области связи:

? организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сетей связи;

? технической эксплуатации средств связи;

? обеспечения надежности и управляемости связи с учетом

ее сетевых технологических особенностей на основе единых стандартов на территории РФ, принятых в соответствии с Рекомендациями МСЭ и Всемирного почтового союза;

? развития и совершенствования ВСС РФ на основе технологического единства всех сетей и средств электросвязи, обеспечивающего их комплексное использование, повышение эффективности и устойчивое функционирование.

К бюрократической деятельности в области связи кроме общего регулирования относится регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи. Федеральная исполнительная власть также должна заниматься

? разработкой предложений по технической политике

в области связи и обеспечению реорганизации отрасли;

? межотраслевой коллегиальной координацией функционирования и развития связи;

? контролем за деятельностью предприятий связи;

? реализацией государственной политики распределения

частотного спектра;

? координацией работы в чрезвычайных обстоятельствах и оперативно-розыскной деятельностью совместно с уполномоченными на это органами. В случае организации действий по системе оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) ВСС переходит под единое управление Федеральной администрации связи.

Вопросы землепользования не являются подконтрольной функцией Федеральной администрации связи. Однако в Законе оговорены статус земли связи и то, что строители должны предоставлять и планировать отвод на нужды связи земель и площадей в помещениях при проектировании и строительстве объектов народно-хозяйственного и жилого секторов. Так же оговорено, что никто не может отказать в размещении средств связи на подвесных сооружениях. Однако отношения с собственником такого сооружения должны осуществляться на договорной основе.

Закон предусматривает многообразие форм собственности хозяйствующих субъектов связи, предоставляющих услуги связи в качестве основного вида деятельности и называемых предприятиями связи. Допускается изменение формы собственности на сети и средства связи при условии, что такое изменение не нарушает функционирования сетей связи, а также прав физических и юридических лиц на пользование услугами связи.

Правила предоставления услуг местными телефонными сетями (постановление Правительства РФ N547 от 24 мая 1994 г.). Этот документ оговаривает права и обязанности пользователей услуг связи, в первую очередь абонентов телефонной сети общего пользования. Поскольку большинство читателей наверняка являются пользователями этой сети, не буду повторять положения, касающиеся льгот, спаривания телефонов, переоформления номера на другое лицо.

Пользователи местной телефонной сети называются ее абонентами, так как они имеют эксклюзивное право управления выделенной им емкостью сети через абонентский комплект (т. е. абонируют эту емкость). Юридическому или физическому лицу могут быть предложены две формы взаимоотношений с местными сетями.

? Пользование местной телефонной связью. Организуется по факту подачи заявления на районный телефонный узел при наличии свободных номеров абонентской емкости в коммутационном оборудовании и свободных линий в телефонных кабелях. Физическое лицо может получить телефонный номер только по месту проживания и только в зоне действия своей телефонной станции.

Зона действия телефонной станции - часть территории населенного пункта, на которой размещены кабельные (воздушные) линии магистральной и распределительной сети, подключенные к данной телефонной станции (автоматического или ручного обслуживания) или к выносной подстанции опорной АТС, и которая может быть телефонизирована с помощью данного оборудования. К помещению физического лица протягивается только абонентский шлейф; кабелей большой емкости или дополнительных номеров ему не предоставляется.

? При отсутствии свободных номеров абонентской емкости может быть заключен договор на предоставление доступа к местной телефонной сети с оплатой пользователем работ по обеспечению доступа. После выполнения договора по обеспечению доступа заключается договор на предоставление пользования. При отказе пользователя заключить договор на предоставление доступа к местной сети его заявление на установку телефона удовлетворяется в порядке очереди.

Хозяйствующие субъекты могут предоставлять пользование местной телефонной связью только на основании лицензии на этот вид деятельности.

Правила предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи (постановление Правительства N 934 от 22 сентября 1993 г.). Междугородная и международная телефонная связь оказывается клиентам в форме услуг. Клиентами считаются учреждения, организации, предприятия любой формы собственности, а также физические лица, использующие, заказывающие и получающие или имеющие намерение использовать, заказать и получить услуги междугородной и международной телефонной связи.

Право на оказание услуг междугородной телефонной связи имеет хозяйствующий субъект, имеющий лицензию на предоставление таких услуг. Международную связь может предоставлять только международный оператор. Согласно Положению федеральной администрации от 26.07.96 «О регулировании договорных отношений между операторами и их представителями при оказании услуг связи», коммерческие представители операторов междугородных сетей могут осуществлять сбор платежей за услуги лицензиата (т. е. владельца лицензии). Если лицензиат заключает договор об организации коммерческого представительства, коммерческий представитель имеет право оказывать услуги от имени лицензиата с соблюдением всех положений лицензии.

В упомянутом Положении оговорены виды услуг междугородной телефонии, такие как телефонная связь «аппарат--аппарат», «аппарат--конкретное лицо/должность», разговор по уведомлению и другие. В этот список не входят некоторые оригинальные услуги, предоставляемые коммерческими междугородными операторами, например предоставление номера местной сети одного города абоненту местной сети другого города с использованием выделенного междугородного канала. В этом смысле у коммерческих операторов спутниковых сетей очень популярна услуга «Московский телефон».

Единицей услуги считается разговор, измеряемый в минутах. Допускается измерение услуги в килобайтах (при передаче данных) и в стандартных листах формата А4 (при факсимильной передаче).

У оператора есть право ограничивать прием заказов на разговоры и продолжительность разговоров по принятым заказам. О введении ограничения клиент должен быть извещен в момент приема заказа или предоставления разговора. Разговоры по международной сети делятся по категориям, которые определяют очередность их предоставления.

Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования (постановление Правительства РФ N 1254 от 19 октября 1996 г.). В состав сети связи общего пользования входят телефонная сеть общего пользования (ТфОП), включающая в себя сети связи подвижных абонентов, телеграфная сеть общего пользования и сети абонентского телеграфирования, сети передачи данных общего пользования. Сеть электросвязи присоединяется к сети связи общего пользования в точке присоединения и далее (с технологической точки зрения, по правилам предоставления услуг и принципам взаимодействия операторов) рассматривается как составная часть сети электросвязи общего пользования.

Операторы, желающие присоединить свою сеть к сети электросвязи общего пользования, должны иметь соответствующую запись в лицензии на предоставление услуг электросвязи. На основании этой записи операторы присоединяющей и присоединяемой сетей строят свои взаимоотношения, минуя на подготовительных этапах Федеральную администрацию связи. Оператор присоединяющей сети вправе отказать оператору присоединяемой сети только при объективной невозможности такого присоединения (подобные обстоятельства описаны в п. 18 Правил). Федеральная администрация связи обязана рассматривать претензии оператора присоединяемой сети в случае его несогласия с техническими условиями присоединения, выдвинутыми оператором сети.

Операторы присоединяющей и присоединяемой сетей электросвязи составляют договор, в котором должны указываться объем выполняемых работ, взаимные обязательства и ответственность сторон, в том числе по вопросам качества. В обязательства входят порядок пропуска трафика, условия ценообразования, реагирования на претензии пользователей, а также технической эксплуатации сети. Объем выполняемых работ определяется на основании проектно-технической документации, разработанной организацией, которая имеет лицензию на этот вид деятельности.

Заказ на проектно-техническую документацию делает оператор присоединяемой сети на основании технических условий (ТУ), выданных оператором присоединяющей сети. Присоединение считается состоявшимся после выполнения ТУ на присоединение и получения разрешения на эксплуатацию в органах Госсвязьнадзора.

Положение о порядке присоединения сетей электросвязи к сетям электросвязи общего пользования и порядке регулирования пропуска телефонного трафика по сетям электросвязи общего пользования РФ (введено в действие письмом Министерства связи N 54-у от 03.95 г.). Согласно этому документу присоединение может осуществляться:

? на местном уровне, тогда присоединяемая сеть включается в план нумерации местной сети, осуществляющей присоединение;

? на внутризоновом уровне, тогда присоединяемая сеть становится местной сетью с внутризоновым кодом доступа (ав). Присоединение осуществляется через междугородную станцию сети, осуществляющей присоединение;

? на междугородном уровне - присоединяемая сеть становится зоной нумерации другой сети (с выделением ей кода доступа АВС). Таким образом могут присоединяться только сети емкостью от 300 тыс. номеров и не менее чем при 50% смонтированной емкости;

? на уровне абонентских установок (в качестве мини-АТС). Таким способом запрещено телефонизировать жилые дома.

Положение о порядке организационно-технического взаимодействия операторов телефонных сетей связи общего пользования на территории РФ (приложение к письму Министерства связи России N 136-у от 20.08.96 г.). Согласно этому положению при присоединении сети, имеющей до 1 тыс. абонентов, план нумерации определяется оператором присоединяющей сети. В остальных случаях это вопрос компетенции института «Гипросвязь».

При любом способе присоединения емкость присоединяемой сети не учитывается в емкости присоединяющей сети с точки зрения выполнения оператором присоединяющей сети условий лицензии.

Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи, которое, согласно Регламенту радиосвязи, определено терминами «распределение», «выделение» и «присвоение» радиочастот, описано в следующих документах.

Положение о порядке выделения полос (номиналов) радиочастот для разработки (модернизации) и производства в РФ и ввоза из-за границы в РФ радиосредств всех назначений (утверждено решением ГКРЧ России от 14 октября 1996 г., протокол N 4015). На основании Положения разработана Таблица распределения полос частот между радиослужбами РФ (документ ГКРЧ). ГКРЧ выдает разрешение на получение соответствующей частоты (данный документ предоставляется Госсвязьнадзором). Однако такое разрешение не дает исключительного права на использование и эксплуатацию этих полос.

Документом, регулирующим назначение радиочастот, является Положение о порядке назначения радиочастот в Российской Федерации для эксплуатации радиочастотных средств всех назначений. Нужно отметить, что согласно Постановлению Правительства РФ N 30 от 15 января 1993 г. «Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации» под радиосредством понимается техническое устройство, использующее электромагнитные колебания с частотами выше 9 кГц. За работой таких устройств устанавливается надзор, который осуществляет Управление радиоэлектронных средств Госсвязьнадзора России.

Лицензирование, выделение радиочастот, сертификация

Эти процедуры определены в Законе о связи и функционируют как законченные (однократные) бюрократические процедуры.

Вопрос о выдаче лицензии рассматривает Межведомственная лицензионная комиссия при Госкомсвязи России, куда кроме сотрудников Госкомсвязи входят представители антимонопольного комитета, Госкомимущества, силовых структур. Контроль за выполнением условий предоставления услуг операторами по всем пунктам лицензии (их около 40) возложен на Госсвязьнадзор России. На местах функционируют 80 территориальных управлений, которые и осуществляют контроль за лицензионной деятельностью. Эта деятельность относительно новая для Федеральной администрации связи (ведется с 1993 г.). Во времена СССР лицензирование использовалось только во внешнеэкономической деятельности.

Для получения лицензии в отдел лицензирования Госкомсвязи подается заявка, в которой указывается вид лицензионной деятельности и которая состоит из копии свидетельства о госрегистрации предприятия, учредительных документов предприятия и пояснительной записки. Вид лицензируемой деятельности может быть заявлен, например, как предоставление услуг (местной, междугородной и международной связи, передачи данных и др.), сдача каналов в аренду.

В пояснительной записке должны быть указаны следующие сведения. В характеристике заявителя описывается состояние хозяйствующего субъекта (год образования и начала деятельности, статус предприятия-владения, средства электросвязи, которые находятся в его распоряжении и пользовании, виды телекоммуникационной деятельности, объемы предоставляемых услуг, наличие и квалификация кадров). Технические предложения включат в себя:

? название деятельности (развертывание сети, предоставление услуг действующей сети);

? коньюктуру рынка (для кого предназначается лицензируемая деятельность);

? общую характеристику создаваемой сети (системы, службы) с привязкой к международным стандартам в области связи;

? концепцию предоставления услуг

с описанием каждой услуги и ее качественных характеристик;

? указание масштабов деятельности (список регионов с объемами

монтируемой емкости);

? техническую характеристику сети, в которую входят типы каналов, описания узлов коммутации, способов межсетевого взаимодействия и используемого для этого оборудование, план нумерации, схема управления сетью и метрологическое обеспечение.

В выдаваемой лицензии указываются сроки ввода и объемы монтируемой емкости, условия присоединения к другим сетям, требования к плану нумерации, нормы на тарифы, вопросы взаимодействия по системе оперативно-розыскных мероприятий. Лицензиат должен зарегистрировать лицензию в территориальном управлении Госсвязьнадзора по месту предоставления услуг в 30-дневный срок со дня получения лицензии.

Основой для выделения полос (номиналов) частот служит радиочастотная заявка. При ее подготовке заявитель должен руководствоваться Таблицей распределения полос, Регламентом радиосвязи, требованиями Положения о порядке выделения полос радиочастот, действующими нормативно-техническими документами на характеристики радиоизлучения и приема, влияющие на электромагнитную совместимость радиоэлектронных средств (РЭС).

Радиочастотная заявка включает в себя письмо с просьбой о выделении полос (номиналов) радиочастот, карточку тактико-технических данных (ТТД) РЭС по форме N1 Единой системы сбора и использования информации, необходимой для решения задач ЭМС РЭС (8 экземпляров), и пояснительную записку (4 экземпляра). При развертывании сотовой сети требуется лицензия на предоставление услуг телефонии.

В пояснительной записке более подробно излагается, каковы назначение и область применения РЭС, для которого запрашиваются частоты, кем и в каком районе будет применяться РЭС, приводится обоснование выбранных характеристик радиоизлучения и приема с учетом их отклонений от требований нормативно-технической документации и ГОСТ, освещаются системные вопросы. Указываются условия применения РЭС, структура и характер принимаемого сигнала.

При невозможности выделения требуемой полосы сообщение об этом направляется только заявителю радиочастотной заявки.

Последней отработанной бюрократической процедурой в электросвязи является сертификация, которой обязательно подвергаются все средства взаимоувязанной сети связи и могут подлежать услуги связи, предоставляемые сетью связи общего пользования. В отрасли создана (1992 г.) Система сертификации технических средств связи, зарегистрированная Госстандартом России. Правомочия органов сертификации Госкомсвязи России в Системе сертификации «Электросвязь» соответствуют ст. 8-12 закона «О сертификации продуктов и услуг».

С 1997 г. в качестве отраслевой базовой системы принята Система добровольной сертификации услуг связи, услуг информационных технологий и систем качества предприятий «ИНТЭРЭКОМС»; ряд операторов уже прошел такую сертификацию. В Системе зарегистрированы, легализованы и функционируют 6 центров сертификации и 35 лабораторий. Создан Центр методологии и обучения Системы сертификации «Электросвязь».

Сейчас в Системе происходят изменения, связанные с ее «гармонизацией», которая обусловлена предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию. Гармонизация будет достигнута за счет перехода от сертификации методом «испытания типа» к сертификации соответствия, при которой оцениваются не только образец техники, но и состояние производства, на котором он изготовлен. Эта методика приближена к требованиям международных стандартов качества ISO серии 9000.

В настоящее время на рынке работают фирмы, оказывающие посреднические и аудиторские услуги по сертификации. Эти фирмы, как правило, помогают в оформлении заявок на сертификацию, подборе испытательной лаборатории и подаче набора документов в испытательную комиссию Госкомсвязи.

* * *

Если взглянуть на структуру государственной телефонной сети можно видеть такие слова как райцентр и сельская сеть, которые имеют отношение скорее к административно-территориальному делению, чем к организации связи. Такие определения существуют и в других странах. Это прямое следствие воздействия формы функционального менеджмента через свои документы на структуру сети. Система породила руководящие и нормативные документы с такими словами. Остается надеяться, что интегративный менеджмент с его партисепативными сетями позволит избежать подобных некорректностей.


С к.т.н. Ольгой Варламовой можно связаться через редакцию журнала «Сети»