Ежегодные конференции пользователей и партнеров стали привычными для западных компаний. Постепенно эта практика дает всходы и на российской почве. В июне компания «АйТи» - один из крупнейших российских системных интеграторов - провела такой форум, получивший название «ПаРаДис» («ПАртнерство - РАзработка - ДИСтрибуция»). Он состоялся на берегу Средиземного моря, на острове Кипр. Западные фирмы тоже нередко выбирают для своих конференций известные курортные места, удаленные от центров деловой активности. Участники подобных мероприятий могут совместить напряженную программу с краткосрочным отдыхом и хотя бы на несколько дней отключиться от служебного конвейера.
На форуме были представлены все главные направления работы «АйТи», можно было познакомиться с основными партнерами фирмы (как западными поставщиками оборудования, так и российскими компаниями - потребителями продукции «АйТи»).
От системной интеграции к дистрибуции проектов
За восемь лет своего существования компания, основанная группой выпускников физического факультета МГУ, стала одним из крупнейших игроков на российском рынке сетевых решений и программного обеспечения. В 1997 г. ее оборот составил более 30 млн дол. Партнерская сеть компании - наверное, самая крупная в российском секторе сферы информационных технологий.
По мнению президента «АйТи» Тагира Яппарова, себестоимость проектов, реализованных в регионах с помощью местных компаний-партнеров, оказывается гораздо более низкой, чем в тех случаях, когда московские фирмы выполняют их собственными силами. К тому же региональный рынок стал платежеспособным (еще два года назад все финансирование осуществлялось из Москвы). Поэтому «АйТи» ориентируется на работу через партнеров, воплощающих проекты собственными силами на основе методологии и опыта ведения проектов «АйТи». Компания не собирается заниматься чистой дистрибуцией, подобно фирмам «Марвел» и «Дилайн». Единственное исключение - дистрибуция собственных продуктов («АйТи-СКС», «БОСС», «Русский Офис», SmartCity и учебные курсы).
Любимый ребенок
«Деятельность компании сфокусирована на корпоративных информационных системах», - подчеркнул г-н Яппаров в выступлении на форуме. В отличие от других фирм, «АйТи» отводит значительную роль в своих проектах собственным продуктам, в частности «АйТи-СКС» - первой отечественной структурированной кабельной системе (см.: Сети, 1998, № 1).
Руководство «АйТи» считает, что чрезмерная зависимость от западных поставщиков весьма нежелательна, поскольку российские потребители занимают, как правило, довольно скромные места в системе приоритетов большинства крупных западных компаний. Возможны непредвиденные задержки в поставках, которые не только вредят имиджу фирмы, но и приводят к серьезным финансовым потерям. Поэтому запланировано постепенное увеличение в «АйТи-СКС» доли отечественных компонентов. Пока же основой системы являются продукты западных производителей - Mohawk/CDT (кабели), Willsher & Quick (монтажные шкафы, полки, стойки), Microtest (диагностическое и тестирующее оборудование), Legrand (кабельные каналы, плинтусы, розетки и выключатели). И только оборудование для ВОЛС производится российской компанией «Перспективные технологии» из С.-Петербурга.
Первая российская СКС неплохо конкурирует с зарубежными СКС на отечественном рынке, о чем свидетельствуют цифры объемов продаж - 4,5 млн дол. за 1997 г. и 2 млн дол. за I квартал 1998 г. Продукт обладает всеми необходимыми сертификатами от государственных регулирующих организаций (в частности, уже после форума было получено заключение испытательной лаборатории ФСБ РФ о полном соответствии «АйТи-СКС» требованиям руководящих документов Гостехкомиссии по защищенности от утечки информации, а также о возможности строить на базе основных элементов «АйТи-СКС» защищенные сети АСУ, предназначенные для передачи конфиденциальной информации). На сертифицированное оборудование компания предоставляет 15-летнюю гарантию.
По утверждению руководителя сектора кабельных систем Департамента сетевых технологий «АйТи» Андрея Семенова, при использовании «АйТи-СКС» один порт стоит на 30% меньше, чем в случае применения СКС SYSTIMAX производства Lucent Technologies. Сейчас партнеры обеспечивают около 40% от общего объема продаж «АйТи-СКС», а к концу года эта доля должна возрасти до 75%.
Главное - проекты
Основное направление работы «АйТи» - комплексные проекты по созданию федеральных, региональных и корпоративных информационных систем, в которых «АйТи-СКС» - только один из необходимых элементов. О наиболее крупном проекте - сети связи и передачи данных АО «Иркутскэнерго», построенной на базе технологии АТМ, - рассказывалось в предыдущем номере нашего журнала («АТМ на просторах Сибири»).
Для реализации проектов в «АйТи» создана система объединения поставщиков (продуктов, технологий и услуг), а также обучения и консалтинга. Среди партнеров-вендоров компании «АйТи» кроме компьютерных, сетевых, кабельных и программных фирм в последнее время все более заметную роль начинают играть поставщики связного оборудования.
В этой области, в отличие от сферы СКС, сотрудничество с компанией Lucent Technologies только усиливается. Причем в спектре поставляемого оборудования - и самые маленькие мини-АТС Partner (15% объема продаж), и «средние» по размерам и количеству подключаемых абонентов УПАТС Merlin Legend и EuroGeneris, и крупные УПАТС Definity. Желание заказчика получить «целиком» всю информационную инфраструктуру от одного системного интегратора дополнительно стимулируется развитием компьютерно-телефонной интеграции. Здесь у Lucent очень сильные позиции, особенно это относится к станции Definity.
Презентациям упомянутых АТС было уделено, пожалуй, больше времени, чем каким-либо другим продуктам партнеров-вендоров «АйТи». По всей видимости, российское отделение систем связи компании Lucent Technologies считает «АйТи» солидным покупателем. Директор по продажам этого отделения Дмитрий Иванников сообщил, что в 1998 г. запланировано увеличить объем продаж через партнеров до 70% (в 1996 г. значение данного показателя составило лишь 10%).
Не только строить сети
По мере возрастания сложности проектов обязательной их составляющей становится обучение персонала, который будет эксплуатировать информационную систему. Более трех лет этим занимается Академия «АйТи». Предлагаются не только учебные курсы по продуктам компаний Microsoft, Novell, SCO (такие курсы имеются в программах и других авторизованных учебных центров). Академия готовит сертифицированных специалистов и по собственным продуктам («АйТи-СКС», SmartCity, офисным приложениям и др.). Кроме того, осуществляется обучение Internet-технологиям и повышение квалификации опытных пользователей ПК. Происходит также продвижение в регионы - на базе представительств компании создаются учебные центры, и в 1997 г. третья часть слушателей проходила подготовку за пределами Москвы.
Другое перспективное направление - корпоративные системы безопасности и жизнеобеспечения. В соответствии с концепцией «интеллектуального здания» технические средства обеспечения безопасности и жизнедеятельности являются обязательной частью информационной инфраструктуры компании. Поэтому системный интегратор должен предусмотреть в проекте увязку информационной системы с пожарной и охранной сигнализациями, вентиляцией, водо- и энергоснабжением, а также с системами контроля и управления доступом.
Проектирование и установка подобных систем находятся под жестким государственным контролем, и для работы необходимы соответствующие лицензии. Требуемые документы, вплоть до лицензии на осуществление строительной деятельности, также получены компанией «АйТи». Перечисленными вопросами занимается Департамент специальных систем.
Много внимания было уделено на форуме программным продуктам и электронным платежным системам. Чтобы подробно рассказать обо всем увиденном и услышанном, не хватило бы и целого журнала. Отсылаю всех на Web-сервер компании (www.it.ru), где можно получить нужные сведения.
Организация - на высоте
Форум был организован поразительно четко. Обширная программа, тщательно подготовленная и подробно спланированная, выполнялась с минимальными отклонениями по времени и содержанию. Единственное, чего было маловато, - времени на дискуссии, однако это отчасти компенсировалось специальными «круглыми столами» по темам «Современные технологии создания сетевых и телекоммуникационных систем» и «Проектная дистрибуция: формы сотрудничества, проблемы, решения».
Близость Средиземного моря и комфортная обстановка могли бы списать многие огрехи, но - их не было. Даже не верится, что столь высокий уровень организации по силам российским специалистам. Крупные американские компании, как правило, поручают проведение подобных мероприятий специализированным фирмам. Будем надеяться, что скоро такие конференции станут привычными и для российских компаний, работающих на рынке информационных технологий. n
Коротко о компании "АйТи"
Год основания: 1990
Основное направление работы: системная интеграция
Основные подразделения: Департамент сетевых технологий, Департамент программных систем, Департамент специальных систем, Департамент электронных платежных систем, Академия «АйТи»
Количество сотрудников: более 500
Оборот в 1997 г.: 30 млн дол.
Штаб-квартира: Москва
Региональные представительства: С.-Петербург, Уфа, Казань, Волгоград, Астрахань, Красноярск и Иркутск
Дочерние компании: «Арсенал», «Геймос»
Количество дилеров и VAR-партнеров: более 250
Web-адрес: www.it.ru