Весь спектр предоставляемых услуг делится на несколько типов сервисов, называемых стандартами Inmarsat.

Inmarsat-А -- самый первый стандарт Inmarsat, введенный в коммерческую эксплуатацию в 1982 г., который сегодня поддерживает двустороннюю телефонию, телекс, факс, электронную почту, передачу данных (в том числе высокоскоростную -- до 64 кбит/с). Мобильные терминалы, работающие в стандарте Inmarsat-А, состоят из параболической антенны, электронного блока и различных интерфейсов и периферийных устройств.

Inmarsat-B -- более современный стандарт, обеспечивающий те же услуги, что и стандарт А, однако более эффективно использующий излучаемую спутником мощность и частотный ресурс. За счет этого снижаются стоимость применения спутникового канала, масса и габариты соответствующих мобильных терминалов.

Inmarsat-D/D+ -- стандарт для пейджинговой связи. С его помощью реализована самая первая в мире система глобального пэйджинга, работающая с начала 1996 г., которая обеспечивает передачу тональных, цифровых (до 32 цифр) и алфавитно-цифровых сообщений (до 128 символов).

Inmarsat-M -- стандарт, поддерживающий качественную двустороннюю голосовую связь, передачу факсов и данных. В отличие от стандарта А, аппаратура Inmarsat-М передает и принимает сигналы только в цифровой форме. В настоящее время этот стандарт постепенно уступает место более новому -- Мини-М.

Inmarsat-Мини-М обеспечивает тот же сервис, что и стандарт М. Спутниковые антенны этого стандарта концентрируют излучение в несколько узконаправленных лучей, что позволяет существенно уменьшить размеры и стоимость терминала, сделав его доступным для массового использования. Терминал Мини-М, который все чаще называют просто спутниковым телефоном, соответствует размерам листа бумаги формата A4, весит около 2 кг и дает возможность связываться с любым абонентом обычной телефонной или сотовой сети.

Inmarsat-С не предусматривает голосовой связи, этот стандарт предназначен для передачи цифровых данных на небольшой скорости -- около 600 бит/с. Снижение скорости позволило уменьшить стоимость передачи данных. Соответствующие системы, которые не требуют передачи больших обьемов информации, идеально приспособлены для контроля за подвижными обьектами. Используя оборудование стандарта Inmarsat-С, можно в кратчайшие сроки создать собственную систему управления транспортом. Для этого на каждый автомобиль необходимо установить спутниковую станцию (что занимает около 15 мин) и оборудовать свой диспетчерский центр.

Спутниковая станция, предназначенная для работы в стандарте С, состоит из небольшого электронного блока, компактной спутниковой антенны, а также терминала для приема и передачи текстовых сообщений. На рисунке, в качестве примера, показана спутниковая станция TT-3022C, выпускаемая датской фирмой Thrane & Thrane. Антенна станции специально сконструирована для использования в неблагоприятных метеоусловиях. Электронный блок и терминал размещаются в кабине.

В состав электронного блока входит приемник сигналов GPS, обеспечивающий определение географических координат станции с точностью до нескольких десятков метров, а также скорости и направления движения. Эти навигационные данные могут быть отправлены в диспетчерский центр через спутники Inmarsat. Канал станция--спутник использует диапазон частот 1,6 ГГц. Электронный блок способен работать как автономно (передавая отчеты о своем местонахождении через заданные промежутки времени), так и под управлением компьютера (подключается по стандартному порту RS-232). Терминал станции позволяет обмениваться текстовыми сообщениями с диспетчером или любым абонентом сети Inmarsat-С, передавать и принимать сообщения электронной почты, а также отправлять их в другие сети, например Telex или стандарта X.25.

Спутниковая станция Inmarsat оснащена интерфейсом для подключения устройств контроля и сбора данных, которыми служат разнообразные датчики температуры, влажности, уровня топлива и др. Передача информации с этих датчиков в диспетчерский центр позволяет осуществлять дистанционный контроль за состоянием транспортного средства.

Диспетчерский центр состоит из аналогичной спутниковой станции, подключенной к обычному ПК на базе процессора Intel. Через спутники системы Inmarsat в центр поступает информация от контролируемых подвижных обьектов, которая может быть сохранена в БД на жестком диске компьютера. Программное обеспечение позволяет отображать местоположение обьектов на электронных картах и записывать в БД траектории их движения. При этом не имеет значения местоположение подвижных обьектов -- они могут находиться даже на разных континентах, так как в зону охвата спутников системы Inmarsat входит почти вся Земля (за исключением приполярных областей).

Устанавливать спутниковую станцию в диспетчерском центре необязательно. Можно подключить компьютер диспетчерского центра напрямую к одной из так называемых Береговых станций, используя сеть X.25 или Internet. Береговая станция обеспечивает маршрутизацию сообщений, поступающих от абонентов Inmarsat-С. Если компьютер диспетчера связан с такой станцией, адресованные ему сообщения будут переданы по компьютерным сетям быстрее, чем с помощью радиосвязи. В настоящее время существуют несколько десятков Береговых станций в самых разных странах мира (в СНГ они размещены в Одессе и Находке, но поддерживают только сервис Inmarsat-А).

Стоимость спутниковой станции Inmarsat-С составляет около 5--6 тыс. дол. Использование спутниковых каналов оплачивается в соответствии с количеством переданной информации (из расчета 24 цента за 256 бит, что является наиболее низким тарифом за передачу данных по спутниковым каналам.


Дмитрий Макаренко -- ведущий специалист компании "Клондайк-Связь", с ним можно связаться по адресу klonsv@dialup.ptt.ru.