В семинаре приняли участие около 30 человек - представители телекоммуникационных компаний, местной "Электросвязи", Госсвязьнадзора, а также потенциальные пользователи обсуждаемых технологий. Основную тему семинара можно было бы сформулировать так: "Как с помощью Internet-технологии сэкономить на междугородной и международной связи?".

Открывая семинар, генеральный директор РИНЕТ Владимир Рыжов подчеркнул, что главная его цель - обсуждение практических аспектов внедрения новых телекоммуникационных технологий. В частности, новосибирский представитель компании United World Communications Александр Анасенко и президент компании Telegroup Baltics Александр Прант (Рига) представили различные модификации службы CallBack, в которых клиент использует Web-браузер для передачи запроса на обслуживание и всей аутентификационной информации на Web-сервер провайдера услуг Internet. Г-н Прант рассказал также о применении для подобных целей пейджерной службы: клиент передает все необходимые сведения на заранее оговоренный номер пейджера, а пейджинговый оператор автоматически "перекладывает" эти данные на Web, после чего абонент получает CallBack.

Выступивший на семинаре менеджер компании CompTek International Алексей Амилющенко сообщил, что в настоящее время прослеживаются три области приложения Internet-телефонии - для конечных пользователей (экономия на междугородных звонках), для организаций (связь с удаленными филиалами) и для Internet-провайдеров (возможность предоставления клиентам дополнительной коммерческой услуги).

Г-н Амилющенко также привел некоторые цифры. Он рассказал, что компания Tario Trading, московский провайдер услуг Internet-телефонии, провела опрос 1688 человек, посетивших ее Web-сервер в январе-марте. Среди них 35% составляли учащиеся, 26% - служащие, 5% - рабочие, 20% - менеджеры и 15% - руководители. Выяснилось, что 33% респондентов хотят получать услугу "телефон-телефон", 81% заинтересован в связи "компьютер - телефон" и 16% - в переговорах по схеме "Web-сервер - телефон". При этом 76% опрошенных желают звонить через Internet в пределах России, 41% - в США, 37% - в страны СНГ, 36% - в Европу, 13% - в Азию и 12% - в другие регионы.

Бесспорно, одна из главных проблем Internet-телефонии - качество связи. 52% респондентов заявили, что в новой услуге для них главным фактором является низкая цена, 48% поставили галочку в графе "высокое качество". К сожалению, вопросник был составлен так, что можно было отметить обе графы, что и сделал 21% опрошенных (ну кто же, скажите, не согласится получать высококачественные услуги по низкой цене).

Генеральный директор московской компании "Инкомтел ТГ" Андрей Емельяненко отметил, что все российские провайдеры услуг Internet-телефонии сталкиваются с похожими проблемами, и предложил организовать всероссийскую ассоциацию провайдеров Internet. По словам г-на Емельяненко, такая ассоциация, созданная на некоммерческой основе, может взять на себя консультационную, информационно-маркетинговую деятельность и юридическую поддержку.

В рамках семинара демонстрировалась работа канала связи между принадлежащим РИНЕТ шлюзом и московским шлюзом "Инкомтел"; при этом трафик передавался через публичный канал Internet общей пропускной способностью 2 Мбит/с. Качество передачи речи было вполне удовлетворительным; ощущались лишь небольшие задержки и искажение тембра голоса.

Своим практическим опытом в области внедрения Internet-телефонии поделился Константин Киселев, представитель Федерального узла Интернет Иркутского госуниверситета. Эта организация является иркутским партнером "Инкомтел". По словам г-на Киселева, качество передачи разговора в первую очередь определяется состоянием московской сети. Не случайно, по-видимому, тот же Tario Trading требует от своих региональных партнеров организации выделенного канала связи до своего сервера в Москве, а не до знаменитой "девятки". Кстати, уже после семинара Константин позвонил мне в Москву через свой сервер (и, соответственно, сервер "Инкомтел"): Качество связи практически не отличалось от присущего обычному междугородному разговору; правда, дело было утром, когда нагрузка на сеть в Москве минимальна.

Бесспорно, мне было интересно узнать, что думают об Internet-телефонии областной Госсвязьнадзор и "Электросвязь". В ответ на мой вопрос об отношении его организации к новой технологии представитель Новосибирского ГСН сослался на принцип "все, что не запрещено, - то разрешено" и заявил, что в настоящее время не имеется нормативных документов, регламентирующих деятельность провайдеров Internet-телефонии. Представители местной "Электросвязи" сообщили: их руководство пока предпочитает наблюдать за деятельностью в данной области со стороны и считает, что в настоящее время Internet-телефония не может составить реальную конкуренцию традиционной междугородной связи.

Почти месяц спустя после семинара, 21 мая, компания "Инкомтел" объявила о создании Ассоциации независимых провайдеров Internet-телефонии, некоммерческого объединения независимых поставщиков услуг IP-телефонии. Главная цель Ассоциации - объединение усилий операторов и инвесторов, работающих на рынке IP-телефонии, по обеспечению конечных пользователей альтернативной международной и междугородной телефонной связью.

По утверждению "Инкомтел ТГ", о своей поддержке Ассоциации и готовности присоединиться к ней заявили следующие организации: РИНЕТ (Новосибирск), Иркутский Госуниверситет, NewTel (Харьков), ADVANCE (Киев), Macrocom (Тбилиси), НКТ (Нижний Новгород), Alter Lainetrans (Рига), Alphonet (Торонто, Канада). Инициативу также поддержали компании из Москвы, Красноярска, Владивостока, Томска, Омска, Барнаула, Кемерова, Краснодара, Воронежа, Уфы, Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Ростова, Санкт-Петербурга, Таллинна, Львова, Одессы, планирующие заняться предоставлением услуг Internet-телефонии. "Инкомтел ТГ" подчеркивает, что речь идет именно о независимых провайдерах Internet-телефонии, почти в открытую противопоставляя создаваемую организацию сети региональных партнеров Tario Trading, которые, по мнению "Инкомтел", находятся в неравноправном положении по отношению к организатору сети. Правда, пока неясно, насколько широко будет охватывать провайдеров новая ассоциация - не исключено, что в результате получится просто "ассоциация партнеров "Инкомтел". Во всяком случае, комментируя в ответ на мою просьбу создание Ассоциации, директор по маркетингу компании RGC (одного из крупнейших московских провайдеров; ранее называлась AMT Link) Андрей Шишло не высказал ни малейшего энтузиазма по поводу этого события.

Как считают в "Инкомтел", необходимость создания Ассоциации продиктована общностью организационных, юридических, технических, информационных, маркетинговых и рекламных проблем, стоящих перед всеми провайдерами Internet-телефонии. Соответственно, в деятельности Ассоциации выделяются следующие направления: организационно-техническое, информационно-маркетинговое, консультационно-методическое, научно-техническое, лицензионно-правовое. В ближайшее время предполагается опубликовать Устав Ассоциации и другие учредительные документы. Есть у Ассоциации и свой Web-сервер: http://itsp.inсomtel.ru.


Александр Крейнес - обозреватель журнала "Сети". С ним можно связаться при помощи электронной почты по адресу kreines@radio-msu.net.