в Москве цифровых выделенных каналов для доступа в магистральные (прежде всего - международные) сети связи.

"У истоков рождения новой компании, - подчеркивает глава Госкомсвязи России Александр Крупнов, - стоял ныне покойный Виктор Фадеевич Васильев (в то время генеральный директор МГТС. - Прим. ред.), который был [на рубеже 90-х гг.] основоположником всех революционных преобразований в отрасли связи не только Москвы, но и всей России". Заместитель нынешнего главы МГТС и председатель Совета директоров "Голден Лайн" Семен Рабовский добавляет: "Виктор Фадеевич впервые выдвинул эту идею 7 лет назад, когда никто [в России] не знал даже названия услуг, которые будет предоставлять новое предприятие и которые, как оказалось, будут формировать наше общество".

Вплоть до недавнего времени компания "Голден Лайн", по признанию ее руководства, занимала весьма узкую нишу на московском телекоммуникационном рынке, предоставляя в аренду цифровые каналы "точка-точка". Такая специализация была связана с политикой руководства МГТС, которому приходилось (из-за трудностей с финансированием) "закрывать бреши", создавая на каждом направлении современной телекоммуникационной отрасли отдельное предприятие с каким-нибудь западным партнером. По признанию генерального директора МГТС Владимира Лагутина, всего было основано свыше 20 таких предприятий и только восемь из них оправдали возлагавшиеся на них надежды.

В великолепную восьмерку входит и компания "Голден Лайн". По ее данным, сейчас общее число цифровых каналов "Голден Лайн" составляет около 2 тыс. Они обеспечивают клиентам скоростной - по российским меркам (как правило, 128 кбит/с) - постоянный доступ к телепортам операторов дальней связи, московским узлам Internet, электронным торговым системам, биржам и т.д. Утверждается, что на каналах "Голден Лайн" построены корпоративные сети большинства московских банков, многих торговых и транспортных компаний. Число таких корпоративных сетей (сеть должна состоять как минимум из трех узлов) не сообщается.

По утверждению руководства "Голден Лайн", вся получаемая прибыль идет на дальнейшее развитие сети. Однако Семен Рабовский, посмотрев снятый специально к юбилею компании фильм, пошутил: "Теперь я знаю, куда делись все наши дивиденды, - на усовершенствование офиса. Это толково". Хотя в каждой шутке есть доля правды, справедливости ради следует сказать, что к лету прошлого года создана мощная опорная волоконно-оптическая сеть общей протяженностью 300 км более чем со 150 опорными узлами. Она обслуживает всю территорию Москвы в пределах МКАД, а также Бутово, Жулебино, Зеленоград, Митино, Новокосино и Солнцево. Что же касается усовершенствования офиса, то был оборудован (в том числе) по последнему слову техники зал сетевого мониторинга службы эксплуатации сети "Голден Лайн". Эта служба (подробнее о ней см.: Сети, 1997, N 5, c. 102) осуществляет визуальный контроль за всеми элементами сети и дистанционное автоматизированное управление ими.

"Голден Лайн" и все остальные дочерние компании МГТС (назовем хотя бы "ПТТ-Телепорт", "Комстар", "Телмос" и "МТУ-Информ") очень гордятся собственными волоконно-оптическими сетями и при каждом удобном случае рассказывают об их параметрах, измеряемых сотнями километров и мегабит в секунду. К сожалению, пока ни один представитель этих компаний, включая родительскую, не смог развеять подозрения, что такая "сетевая политика" не является простым разбазариванием денег. Также непонятна ситуация с точками присутствия "дочек" на АТС материнской компании. Если сравнить их схемы связи, становится ясно, что оборудование доступа в эти сети находится на одних и тех же АТС. Другими словами, в одном месте рядом друг с другом устанавливаются "ящики" Newbridge, GPT, Lucent, ECI, Fore, 3Com, RAD и т.д. Да, в начале грандиозной стройки брали все, что давали в кредит, но как долго это будет продолжаться?

Еще больше вопросов вызывает прямая конкуренция между дочерними предприятиями МГТС. Ни для кого не секрет, что многие представительства зарубежных компаний используют выделенные каналы "Голден Лайн" для организации телефонной связи со своими центральными офисами за рубежом. В результате снижается спрос на услуги "Комстар" и "Телмос", которые сами конкурируют друг с другом.

Сейчас "Голден Лайн" разворачивает сеть АТМ и готовится вступить в борьбу за клиентов с "ПТТ-Телепорт". Поддаст пару и еще одна "сестричка", "МТУ-Информ", которая также намерена предоставлять услуги АТМ, а заодно и frame relay - наверное, "Голден Лайн" не справляется с удовлетворением заявок на каналы этого протокола.

Казалось бы, потребитель должен только радоваться разгулу конкуренции. Так-то оно так, но такая конкуренция напоминает плюрализм в одной голове. К чему это приводит, видно всем: тарифы на услуги "качественной связи" остаются одними из самых высоких в мире, тарифы на "некачественную связь" (телефонию общего пользования) растут, а у оператора последней как не было денег на модернизацию своей 116-летней сети, так и нет.

А ведь качественная связь пригодилась бы всем. По данному поводу хорошо сказал Семен Рабовский: "У отрасли связи, телекоммуникаций особая судьба (особенно хорошо это видно в России), она во многом определяет облик общества. Чем больше у человека информации, тем он богаче, независимее, тем правильнее принимает окончательные решения". Здесь, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Поэтому остается только присоединиться к словам Владимира Лагутина: "Хочется пожелать "Голден Лайн" снижения тарифов и увеличения объемов услуг. В результате вы получите больше прибыли".


Евгений Евдокименко - директор ИАЦ "Телекоммуникации" и обозреватель журнала "Сети". С ним можно связаться по адресу eugen@osp.ru.