На прошлогодней пресс-конференции в Париже глава компании Bay Networks Дэвид Хаус разговаривал c журналистами из калифорнийского офиса с помощью видеоконференц-связи ("Сети", 1997, # 6). На встрече, состоявшейся 12 февраля сего года в Монте-Карло (Монако), представителям прессы (а также партнерам компании и экспертам, беседы с которыми прошли в предыдущие два дня) удалось увидеть его "живьем". Вместе с г-ном Хаусом в Европу приехали почти все руководители компании, в том числе новый вице-президент по маркетингу, продажам и сервису Дэйв Шригли (пришедший, как и Хаус, из Intel), вице-президент по архитектуре Билл Хоу (известный специалист по сетевым технологиям, возглавлявший ранее подразделение сетевых продуктов компании Digital Equipment) и руководитель подразделения Internet/Telecom Business Group Стив Пирс (до середины прошлого года - старший вице-президент по инженерному и информационному обеспечению корпорации Time Warner Communications).
Во время презентации, названной "Почему Bay Networks победит", Хаус рассказал об итогах 15 месяцев своей работы в качестве руководителя компании. Он сформулировал главную задачу построения информационного общества будущего ("революционизировать привычные способы Работы, Обучения и Развлечения, устранив препятствия, которые создают Пространство и Время"), а затем оценил состояние сетевой индустрии, рассказал о стратегии компании и основных направлениях ее работы на ближайшее будущее.
Создатель девиза и руководитель программы Intel Inside 54-летний Хаус считает, что ему вполне по силам в ближайшие несколько лет вывести Bay Networks в абсолютные лидеры сетевой индустрии. Ссылаясь на данные Dell'Oro Group и IDC, глава Baу отметил, в частности, лидирующие позиции компании в следующих областях рынка: коммутаторы Fast Ethernet для рабочих групп и коммутаторы Ethernet/Fast Ethernet c автоматическим выбором режима, коммутаторы АТМ для локальных сетей, программное обеспечение сетевого управления и кабельные модемы.
Непременной составной частью стратегии завоевания новых высот в сетевой индустрии продолжают оставаться лозунги-девизы - простые, понятные, легко запоминаемые и узнаваемые пользователем. Они становятся совокупным товарным знаком, на основе которого строится маркетинговая политика компании. В мае прошлого года Хаус представил Adaptive Networking ("Адаптивные сети") - стратегию, для реализации которой необходимо объединить в компьютерных сетях коммутацию/маршрутизацию, доступ, управление и IP-сервисы. Основной целью Adaptive Networking провозглашалось создание сетей, оптимальных для прохождения IP-трафика. На сей раз повсюду рядом с логотипом компании присутствовали слова Where Information Flows, свидельствующие о намерении Bay присутствовать везде, где передается информация.
К завоеваниям в области корпоративных компьютерных сетей компания собирается добавить достижения в области Internet и телекоммуникаций. Этой цели подчинена новая структура компании, в которой теперь существуют два крупных подразделения - корпоративное (Enterprise Business Group) и телекоммуникационное (Internet/Telecom Business Group).
В отличие от других высших руководителей компании, руководитель направления Internet/Telecom Стив Пирс не выступал с собственным докладом. Тем не менее он и его коллега Курт Бертон, вице-президент Европейского подразделения Internet/Telecom, специально для читателей нашего журнала рассказали о состоянии некоторых областей сетевой индустрии и направлениях развития бизнеса компании.
Ключевые технологии
Компания Time Warner, в которой Стив Пирс работал до прихода в Bay Networks, одной из первых стала использовать кабельные модемы для высокоскоростного доступа в Internet. Сейчас эта услуга обходится конечному пользователю в США менее чем в 50 дол./мес, причем Bay Networks принадлежит первое место по количеству установленных устройств (и в Европе, и в США). Однако пока переход на кабельные модемы происходит очень медленно, хотя существующие линии E1 и T1 обходятся компаниям не менее чем по 1 тыс. дол./мес.
Телефонные компании, в свою очередь, заинтересованы в предоставлении услуг с применением технологии xDSL, которая обеспечивает близкие к кабельным модемам скорости передачи. Устройства xDSL используют обычную телефонную линию, а для кабельных модемов необходима кабельная сеть. Правда, по-сравнению с кабельными модемами xDSL-устройства, гораздо дороже, их сложнее устанавливать и эксплуатировать. Bay Networks также предлагает решения на основе xDSL-технологии, но эксперты компании считают, что рассчитывать на значительную долю мирового рынка может только появившаяся в последнее время технология UADSL (DSL Lite), которая упрощает и удешевляет процедуру установки и настройки оборудования.
В отличие от США, во многих странах довольно слабо развита кабельная инфраструктура, но все равно кабельные модемы - неплохой выход, поскольку это по-настоящему широкополосная технология. В США кабельная сеть давно существует и активно используется, в то время как освоение xDSL телефонными компаниями только начинается.
До недавних пор в кабельных модемах применялись патентованные фирменные технологии. Использование кабельной инфраструктуры для доступа к Internet предполагает установку специального оборудования в головном офисе и кабельных модемов в каждом здании. Протоколы обмена между головным офисом и кабельными модемами являются закрытыми. В настоящее время Bay Networks совместно с другими компаниями продвигает MCNS - первый открытый стандарт такого обмена. Его принятие позволит значительно снизить цены на кабельные модемы и полностью изменить состояние рынка.
Одним из наиболее значительных технологических преимуществ MCNS является программируемая ширина полосы.
Существуют два типа кабельных модемов - синхронные и асинхронные. В первых обмен информацией происходит со скоростью 10 Мбит/c как в восходящем (от пользователя к провайдеру, upstream), так и в нисходящем (от провайдера к пользователю, downstream) направлениях. В асинхронных модемах эта скорость различна (например, 20 Мбит/с в нисходящем направлении и 2 Мбит/с в восходящем). Оператор кабельного ТВ, работающий по стандарту MCNS, может задать скорость обмена в обоих направлениях.
При "Web-серфинге" очень мало информации передается в восходящем направлении и огромное количество - в нисходящем. Но если вы обзаводитесь собственной бизнес-страницей, подключенной через кабельный модем, ситуация становится полностью противоположной. Вы получаете очень мало данных, но передаете весьма значительные объемы информации.
MCNS обеспечивает оператору возможность программирования модема любым требуемым образом. Кроме того, можно назначать широкую полосу одним пользователям и узкую - другим, в зависимости от их финансовых возможностей. Поэтому MCNS позволяет "подгонять", настраивать уровень сервиса под нужды конкретного пользователя, а не только обеспечивать стандартные уровни сервиса.
Еще одно преимущество стандарта MCNS заключается в том, что он полностью реализован на уровне микросхем. Есть надежда, что многие производители, работающие в области кабельных модемов, поддержат этот стандарт. На выставке Cable TV Trade Show, которая состоится весной нынешнего года, Bay Networks продемонстрирует работающий образец MCNS-модема, подключенного к другому оборудованию.
Bay Networks занимает лидирующее положение и в области удаленного доступа к корпоративным сетям. Компания предлагает широчайший выбор решений для удаленного доступа к корпоративным сетям, в частности для создания виртуальных частных сетей (VPN).
Существуют два основных способа доступа: через сервис-провайдера и без его услуг, с помощью коммутируемого доступа по сетям общего пользования. Для мобильных пользователей, путешествующих по всему миру, практически единственным способом остается коммутируемый доступ. Для удаленных офисов, которые позволяют себе арендовать линию, технологии могут быть различными, вплоть до АТМ. Коммутируемый доступ для удаленных офисов - решение вчерашнего дня.
Беспроводные радиотехнологии еще не обеспечивают мобильным пользователям достаточной ширины полосы для полноценного доступа в Internet. Их возможностей пока достаточно для передачи голосовой или факсимильной информации, но для индивидуального пользователя доступны лишь 14,4 кбит/с (в сотовых сетях GSM). Однако оборудование доступа, коммутаторы и маршрутизаторы Bay поддерживают в оборудовании удаленного доступа транспортные потоки между беспроводными сетями (в частности, сетями GSM).
Быстрыми темпами развивается IP-телефония. Через некоторое время, возможно, "чисто" телефонные компании и аналоговые телефонные сети исчезнут вообще. Обычные сети еще преобладают над IP-сетями, но примерно через год-полтора объем речевого трафика, передаваемого по IP-сетям, превысит объем речевого трафика в обычных телефонных сетях. Через четыре года IP-трафик будет составлять 90%, а голосовой - лишь 10%. Речевой трафик станет небольшой частью информации, передаваемой по IP-сетям. Традиционные телефонные коммутаторы будут заменены быстродействующими маршрутизаторами-коммутаторами, функционирующими на основе протоколов IP.
Internet сегодня - по-существу, общедоступный WWW-сервис. Практически повсеместно можно подключиться к Internet, но не обеспечиваются безопасность и гарантированный уровень услуг (быстродействие). Поэтому наиболее критичные, жизненно важные для предприятий приложения не переводятся в среду Internet. Усилия Bay Netwоrks направлены на создание Internet-услуг бизнес-класса - надежных и обеспечивающих гарантированное качество сервиса (QoS). Internet должна заслужить доверие потребителя.
Партнеры Bay Networks
Среди постоянных партнеров Bay Networks - сервис-провайдеры Internet, поставщики традиционных телекоммуникационных услуг и продуктов, компании кабельного телевидения. Партнерство может принимать самые различные формы.
Многие крупные сервис-провайдеры покупают сетевую инфраструктуру у Bay Networks непосредственно, другие - через VAR-реселлеров, системных интеграторов и производителей телекоммуникационного оборудования. Системный интегратор может продавать оборудование Bay Networks на внутреннем рынке в составе готового решения. Иногда телекоммуникационный оператор покупает оборудование, но не продает его на корпоративном рынке, а применяет в собственной сети для управления услугами, которые он предлагает корпоративным клиентам. Кроме того, сервис-провайдер использует приобретенное оборудование и программное обеспечение в своей инфраструктуре - центральных офисах, сервисных центрах и узлах обработки вызовов.
Bay поддерживает и развивает партнерские отношения с известными производителями телекоммуникационного оборудования - компаниями Ericsson, Alcatel, Siemens и др. Они создают крупные коммутационные и передающие системы, которые поставляются операторам и сервис-провайдерам. Такое сотрудничество является очень прочным и имеет многолетнюю историю.
Телекоммуникационные операторы охотно покупают оборудование у подобных компаний, однако последние не имеют необходимых технологических разработок и устройств, которые есть у Bay Networks. Дополнительное оборудование включается в состав коммутационных и передающих (транспортных) систем, поставляемых телекоммуникационным операторам и сервис-провайдерам. Три упомянутые компании заключили контракты, в соответствии с которыми не только поставляется оборудование Bay Networks для сервис-провайдеров, но и предлагаются (на рынке корпоративных систем) устройства Ericsson, Siemens и Alcatel вместе с решениями Bay. Объем такого совместного бизнеса превышает сотни миллионов долларов в год.