Наверное, весна и женский праздник объединились по велению свыше. Ведь только весной и рядом с женщинами все расцветает, начинает тянуться к солнцу и хорошеет. Накануне праздника наш обозреватель и преданный почитатель женщин Евгений Евдокименко беседовал "об их трудной доле, семье и проблемах воспитания детей" с генеральным директором компании Diamond Communications Инной Плотниковой.
Евгений Евдокименко: Женщина-глава фирмы - не такая уж большая редкость в современном мире. Но все же обычно такие компании действуют в отраслях моды, косметики, медицины, рекламы, туризма, наконец. Я не могу припомнить другой более-менее крупной российской компании в области телекоммуникаций, которую возглавляла бы женщина. Как же Вы попали в эту сферу?
Инна Плотникова: В этом, наверное, виноваты МВТУ им. Баумана, которое я имела честь закончить, и кафедра "Информационно-измерительные приборы и устройства" этого уважаемого учебного заведения, где я затем работала. Сейчас она, вероятно, больше известна под именем "елисеевской", поскольку, став ректором МВТУ, г-н Елисеев возглавил и нашу кафедру. Если вспомнить, что тематика кафедры включала в себя всевозможные датчики, измерители давления, информационно-измерительные преобразователи, спецвычислители, а также телеметрию, то, безусловно, становится ясно, откуда что взялось.
Е. Е.: Конечно, Вы не исключение в телекоммуникационной отрасли. В этом я в очередной раз убедился, побывав недавно на семинаре компании Alcatel в Нижнем Новгороде. Абсолютное большинство присутствовавших в зале относилось к прекрасной половине человечества. В отличие от меня, мою соседку сей факт совсем не удивил. Еще со времен Института связи она привыкла ощущать себя членом большого женского коллектива, прореженного мужчинами-руководителями. Но как же случилось, что Вы проникли именно в закрытый для женщин слой телекоммуникационщиков-руководителей?
И. П.: В отличие от Вашей соседки мне пришлось столкнуться с конкуренцией мужчин уже на студенческой скамье. На моем курсе их было 85-90%. Во время учебы все время приходилось бороться за выживание. Например, на старших курсах, чтобы остаться на кафедре и продолжать заниматься наукой, я должна была не только учиться лучше (по крайней мере, не хуже) своих однокурсников, но и вплотную заняться научной работой, и, что может Вас удивить, много времени отдавать спорту.
Другими словами, нужно было соответствовать по всем параметрам. Ведь из всего курса, т. е. приблизительно из 60 студентов, на избранной мной кафедре оставляли всего двух человек. Уже тогда то обстоятельство, что я - женщина, заставляло меня прилагать больше усилий, чем требовалось от сокурсников. В то время многие считали, что молодая аспирантка, тем более замужняя, вряд ли надолго предпочтет науку счастью материнства. В результате кафедре достанется балласт, а наука пострадает. Короче говоря, приходилось строго придерживаться правила: не давать себе расслабиться, не давать себе отвлечься, не давать себе увлечься.
Е. Е.: Ну а все же, когда родилась женщина-руководитель фирмы-дистрибутора телекоммуникационного оборудования?
И. П.: На кафедре я работала под руководством ныне покойного профессора Королькова Игоря Валентиновича. Эта был один из ведущих специалистов страны в области информационно-измерительных преобразователей. С приходом Елисеева его направление было прикрыто. Затем началась перестройка, и нам предложили уйти в неоплачиваемые отпуска. Я поняла, что вскоре должны произойти какие-то интересные глобальные изменения. Поэтому занялась решением свои семейных и личных дел, чтобы потом успеть нагнать события. Вскоре я вернулась на кафедру, но работать уже было не с кем. Кафедра опустела, направление профессора Королькова полностью развалилось. Еще несколько лет я пыталась найти себя в науке, в преподавании, но в конце концов встал вопрос просто-напросто зарабатывания на жизнь. Тогда возникла идея организовать предприятие.
Нам было совершенно ясно: мы будем заниматься чем-то, находящимся в сфере наших профессиональных интересов. Того, что это будут модемы, а позже - сети, системы скоростного доступа в Internet, я еще не знала. Но было вполне очевидно, что мы не станем торговать так называемыми товарами народного потребления, оргтехникой и т. п. Были задействованы связи со знакомыми профессорами, бывшими студентами, которые разлетелись по всему Союзу. И первое, что мы сделали, - оснастили модемами Сбербанк Бурятии. Так, возникло ИЧП Diamond, которое я зарегистрировала в самом начале 1991 г.
Е. Е.: Готовясь к встрече с Вами, я задавался вопросом, откуда взялось такое название...
И. П.: Случилось так, что надо было решить вопрос с названием за четверть часа. Разве что-то другое могло прийти в голову женщине за это время?
Е. Е.: Но предприятие еще не называлось Diamond Communications и во главе его не стояла Инна Плотникова?
И. П.: Я была его официальным владельцем. Директором стал мужчина - замечательный технарь, но, к сожалению, не администратор, не коммерсант. Этап становления продолжался два года, за это время мы четко определили рынок, на котором будем работать, сложился коллектив. Кстати, у нас в руководящем составе есть только один человек, который не имеет связистского образования. С ростом компании понадобилось чтобы кто-то взял на себя все управленческие функции. На пост претендовали трое, я и двое мужчин. Выбор пал на меня. Одновременно, в 1993 г., на российском рынке телекоммуникаций появилась компания Diamond Communications.
Е. Е.: А чем отличается российская телекоммуникационная компания, у руля которой стоит женщина, от сонма себе подобных, но возглавляемых мужчинами?
И. П.: Наверное, степенью агрессивности. Поскольку у нас других примеров нет, обращусь к опыту Diamond Communications. В последнее время ваши братья-журналисты часто меня спрашивали: почему Dimond буквально до прошлого года являлась фирмой-невидимкой? Просто потрясающе. Об этом мне задавали вопросы и совсем недавно - на презентации системы высокоскоростного доступа DirecPC во время выставки Internetcom и в конце ноября 1997 г. на совместной пресс-конференции с корпорацией Digi. Такая настойчивость заставила меня призадуматься. Ведь мы имеем солидных заказчиков, невероятно интересные проекты, высококвалифицированный технический персонал, великолепное сервисное обслуживание. И при всем при этом широкая аудитория нас не знает. В то же время (о чем мне также рассказывали журналисты) конкуренты нас знают очень хорошо, уважают и даже немного побаиваются.
Е. Е.: Очень печальные вещи Вы рассказываете. Напрашивается вывод о необходимости срочной замены руководителя.
И. П.: Я сделала другой вывод. Спорт научил меня: если ты приотстала, то не распускай нюни, а будь добра, догони и обгони. Да, раньше не было агрессивности, но теперь она появилась. Мы обучаемы.
Есть еще один отрицательный аспект. Порой приходится сталкиваться с предвзятым отношением со стороны мужчин. Идет, например, очень важная встреча, которая может многое дать и нам, и клиенту. А в глазах своего партнера по переговорам, мужчины, я вижу полное недоверие к себе. Однажды мы разговорились с одним из таких людей уже после официальной встречи - как говорится, "в теплой дружественной обстановке". Я у него поинтересовалась, не ошиблась ли я, почувствовав во время переговоров тень недоверия. И вот что он мне ответил: "Когда передо мной сидит молодая симпатичная женщина, то, что бы она не говорила, у меня в голове - только одна мысль: ну что умного она может сказать!" Так что проблема есть, приходится иногда доказывать свое право на занимаемое место. А на это тратятся время, силы, нервы...
Е. Е.: Что-то мы все о делах. А ведь собирались поговорить "за жизнь". О семье, например. Кстати, в западной телекоммуникационной индустрии уже несколько лет продолжается "брачный сезон", процветает "многоженство". У всех на слуху любвеобильность Cisco и, например, WorldCom. У нас же еще пару лет назад только "разводились". Сейчас вроде утихомирились, но о "свадьбах" что-то не слышно. Дойдет ли западная мода до России и когда? (В этом месте моя собеседница почему-то рассмеялась.)
И. П.: Мне кажется, эту тенденцию нельзя рассматривать, ограничиваясь только отраслью телекоммуникаций. Она возникает с накоплением некой критической массы капитала, поэтому в ближайшее время не станет главенствующей для России в том числе и в нашей отрасли. Хотя отдельные явления и могут происходить. В нашей стране капитал еще не достиг такого уровня, чтобы стали возможными поглощения. Мы пока способны только разорять друг друга. Именно в этом, к сожалению, многие видят ключ к успеху в бизнесе. А на рынке можно очень неплохо сосуществовать, составляя друг другу здоровую конкуренцию.
Е. Е.: У нас остался еще один вопрос: о воспитании детей, как-то принято воспитывать их в патриотическом духе. В прошлом году наш президент посоветовал покупать только отечественные продукты. Что бы Вы подумали, например, обо мне, если бы я последовал его примеру и начал призывать своего сына покупать телекоммуникационное оборудование только российского производства?
И. П.: Недавно я прочла интервью с г-ном Куперманом, к которому я отношусь с большим уважением, как к крупнейшему специалисту в нашей области. Насколько я помню, он намеревается года через три открыть собственное производство телекоммуникационного оборудования. Планируется сборка с использованием зарубежных комплектующих. Я приветствую это начинание "Информсвязи", поскольку в нем отчетливо прослеживается тенденция к адаптации оборудования к местным условиям. Но Вы, наверное, спрашиваете о чем-то другом. Что вообще сейчас может подразумеваться под словосочетанием "российское телекоммуникационное оборудование"? Вы имеете в виду концентраторы, маршрутизаторы?
Е. Е.: Отечественных производителей маршрутизаторов я припомнить не могу, а вот концентраторы выпускаются, даже АТС производятся. Широко известны поставщики модемов, например "Аналитик ТС" или "Зелакс Плюс".
И. П.: Если такие продукты конкурентоспособны, отчего же их не покупать. Но, к сожалению, дело обычно обстоит иначе. Мне кажется, в области производства мы еще многие годы будем сильно отставать. В современных условиях отсутствует почва, на которой могло бы зародится отечественное производство. Да, существуют энтузиасты - честь им и хвала. Но условий для широкомасштабного производства высокотехнологичного оборудования нет. Под условиями я понимаю соответствующую экономическую ситуацию в стране и то, что нас всех больше всего волнует, - систему налогообложения. Так что пока забудьте о призывах, не кривите душой.
Е. Е.: Большое спасибо за интервью и особенно за последний совет. Поздравляю Вас с наступающим прекрасным праздником и предлагаю в заключение сказать несколько слов нашим читательницам.
И. П.: Всем женщинам, в том числе моим коллегам, я желаю счастья, их мужьям - быть более мужественными и предприимчивыми, а их детям - здоровья. Призываю наших умных и в абсолютном большинстве деловых женщин не прятаться за спинами мужчин. Немножко меньше эмоций, побольше спокойствия, и все у них получится! С праздником!