Многочисленные спутниковые и сотовые сети постепенно выходят из стадии принципиальных научно-технических разработок на коммерческий рынок, привлекая все более широкие слои пользователей. Этому способствуют достижения микроэлектроники и цифровой характер связи. Благодаря им практически любые сервисные функции удается реализовать на аппаратно-программном уровне в считанные месяцы. Обеспечение надежности и качества становится первым и необходимым условием выхода на рынок телекоммуникационных услуг. Каким бы революционным ни было новое средство связи, но если его работа нестабильна и непредсказуема, то надеяться на успех у рядового пользователя невозможно.

Дальше происходит соревнование не столько технических идей и функциональных возможностей, сколько бизнес-процессов и маркетинговых усилий компаний-операторов. Чьи услуги окажутся более удобными, дешевыми и дружественными к пользователю, тот и победит в соревновании мировых телекоммуникационных систем. Но, скорее всего, потребность в передаче информации будет столь высокой, что темпы развития даже самых оптимальных для пользователей систем не позволят обеспечить услуги всем желающим, и поэтому будут востребованы и их менее удачливые конкуренты.

Для связи в малонаселенных и труднодоступных районах в первую очередь используется радиоэфир. Незаменим он и для постоянно передвигающихся (даже в пределах нескольких комнат небольшого офиса) абонентов, не желающих ни на секунду оказаться вне досягаемости своих потенциальных клиентов и постоянных партнеров. Впрочем, удобство беспроводной связи и передачи данных давно оценили и пользователи компьютерных сетей, вынужденные путешествовать со своими ПК, телефонами, модемами и пейджерами. Однако возможности мобильной связи и передачи данных ограничены уникальным естественным ресурсом - радиочастотами. В дополнение к физическим ограничениям конкретной радиотехнологии (количество каналов, скорость передачи, устранение помех, вызванных другими абонентскими устройствами, преодоление естественных преград и др.) практически во всех странах мира необходимо решить массу вопросов нормативно-правового и административного характера.

Однако даже решение всех перечисленных проблем и реализация возможности связи "в любом месте и в любое время" пока не обеспечат ее непрерывного характера. При перемещении пользователя или изменении скорости его движения, увеличении плотности абонентов или дальности связи все равно придется переключаться с одного вида связи на другой. И вряд ли какая-нибудь, даже самая крупная, компания - производитель телекоммуникационного оборудования способна сегодня (даже в принципе) создать некое универсальное устройство, работающее в различных системах. В основном идет процесс заполнения пока еще существующих функциональных и маркетинговых ниш (например, системы DECT заполняют некий промежуток между классической проводной и подвижной сотовой связью а также позволяют создавать принципиально новый вид таксофонов - систему Telepoint, на абонентских площадках которой можно будет пользоваться личными DECT-аппаратами) и интеграции различных видов мобильной связи (таковы, в частности, усилия компании Motorola по созданию двухсистемных телефонов, которые работают в стандарте GSM и переключаются на спутники Iridium вне зоны приема базовых сотовых станций).

Передача данных в подвижных системах сотовой связи пока выливается в значительные суммы и вряд ли в ближайшее время найдет массового потребителя. В этом плане неплохую конкуренцию "мобильному офису" на базе ноутбука и сотового телефона со специальным модемом могут составить пейджинговые системы, предлагающие своим абонентам передачу сообщений электронной почты. Вообще, на мой взгляд, более демократична пейджинговая связь, которая гораздо дешевле сотовой, не требует немедленной ответной реакции и похожа на электронную почту, что дает ей немалые преимущества. Следует учитывать и перспективы двустороннего пейджинга. И если в ближайшем будущем появятся дешевые пейджинговые устройства для доступа к Web-cтраницам Internet, они смогут рассчитывать на неплохой коммерческий успех.

В общем, процесс глобализации и универсализации телекоммуникаций продолжается, но принципиально новых решений, а тем более их выхода на коммерческий массовый рынок вряд ли следует ожидать в этом тысячелетии.

Успехов вам, и до встречи в следующем номере!

Ростислав Сергеев,
главный редактор
rsergeev@osp.ru