Она казалась весьма привлекательной, да и потребность в подобных решениях была неоспоримой. Однако затем продвижение мета-каталогов превратилось в вялотекущий процесс. Что же произошло? Точнее, почему сторонники идеи мета-каталога столкнулись с такими серьезными препятствиями, что замедлилась ее реализация в крупных корпоративных сетях?
"Никто не просыпается утром с мыслью: "Вот здорово! Сегодня я наконец-то установлю мета-каталог". - Не так-то это просто сделать", - утверждает Ларри Гатье, аналитик компании The Burton Group. Network Applica-tions Consortium (NAC) - ассоциация пользователей корпоративных сетей, которую в прошлом возглавлял Гатье, работая директором по информационным технологиям Университета штата Мичиган - и Burton Group приняли непосредственное участие в формировании термина "мета-каталог" и определении его функций.
В соответствии с этим определением, мета-каталог собирает информацию об учетных данных пользователей из любого количества каталогов, основанных на сетевых ОС или связанных с конкретными приложениями (например, с системой электронной почты, средствами автоматизации деловых процессов или базами данных сотрудников компании), и синхронизирует ее между не связанными между собой службами. Программное обеспечение мета-каталога содержит программируемую логику, называемую "соединением" (join), с помощью которой определяются взаимосвязи между информацией о пользователях, хранящейся в разных каталогах.
По словам Гатье, мета-каталоги могут принести ощутимую пользу только очень крупным корпорациям, которые в течение нескольких лет реализовали разобщенные стратегии внедрения служб каталогов. Ограниченность числа таких компаний и является главной причиной медленного распространения служб мета-каталогов. Наибольший интерес мета-каталоги вызывают у компаний из списка Fortune 1000, и отраслевые аналитики ожидают в данном сегменте рынка медленный, но стабильный подъем. "Эти компании обычно отстаивают то, что уже имеют, и редко с готовностью идут на внедрение чего-то нового", - утверждает Гатье.
Возьмем, к примеру, компанию Compaq Computer. Этот компьютерный гигант из Хьюстона уже давно принял решение использовать мета-каталог Via компании Zoomit для управления своими 30 тыс. элементами каталогов. Для их хранения используются продукты компаний Banyan Systems, Microsoft и Lotus Development, а также другие почтовые каталоги на базе протокола SMTP (Simple Mail Transfer Protocol).
Хотя проект и получил "зеленый свет", его реализация была отложена, поскольку для продукта Zoomit требовалось применение во всех каталогах единого идентификатора пользователей. Наиболее подходящим для этих целей оказался идентификатор, хранящийся в базе данных отдела кадров компании (на основе SAP AG) в виде уникального номера каждого сотрудника. Поскольку в используемых каталогах не было общего атрибута, соответствующего данному идентификатору, сотрудникам отдела ИТ пришлось потратить восемь месяцев на то, чтобы вставить этот атрибут в каждый каталог. "Неожиданное возникновение подобных крупных проблем стало причиной того, почему мы не получаем тех объемов продаж, которые изначально ожидались", - комментирует ситуацию Гатье.
Внедрение, мета-каталогов еще больше замедлилось из-за растущей сегментации рынка. Шилпа Агарвал, аналитик из Giga Information Group, говорит, что обилие вариантов выбора заставляет пользователей задумываться о том, каким путем следовать. Существует ряд продуктов, четко соответствующих определению мета-каталога, например Via от Zoomit, NetJunction и NetTalk от WorldTalk. Но наряду с ними в качестве средств, обеспечивающих синхронизацию каталогов, сейчас продвигают Unix-продукты, основанные на стандарте X.500.
Продукты младшего класса, такие как Synchronicity от NetVision, просто расширяют возможности имеющихся служб каталогов, добавляя к ним средства синхронизации. С помощью Synchronicity, к примеру, возможности службы каталога NDS (Novell Directory Services) компании Novell расширяются так, чтобы она могла воспринимать учетные данные пользователей из служб NT 4.0, Exchange и Lotus Notes. Кроме того, администратор может управлять этими учетными данными из единой точки.
Президент NetVision Тодд Лоусон не согласен с тем, чтобы продукт его компании относили к категории мета-каталогов. Другие производители, имеющие аналогичные продукты, заявляют, что не отказались бы проникнуть в этот сегмент рынка.
Продукт Novell Administrator for NT переносит учетные данные пользователей из системы NT Server в NDS, а служба Active Directory, разрабатываемая Mic-rosoft для NT 5.0, сможет подключаться к множеству существующих служб каталогов, обеспечивая для них единую точку управления. Однако и Novell, и Micro-soft избегают использования термина "мета-каталог". "Приклеивать ярлык мета на наш продукт - значит, ограничивать представление пользователей о том, на что действительно способна NDS", - говорит Майкл Симпсон, директор по маркетингу продуктов подразделения Network Services Division компании Novell.
Чем богат рынок мета-каталогов? | |||
Компания | Продукт | Охватываемые каталоги | Применение |
Control Data Systems | Rialto Global Directory | X.500, LDAP | Синхронизация каталогов |
ICL | i500 Information Gateway | X.500, LDAP | Синхронизация каталогов |
Isocore | Global Directory Server | X.500, LDAP | Синхронизация каталогов |
NetVision | Synchronicity | NDS, домены NT, Notes, Exchange | Синхронизация каталогов |
Novell | Novell Administrator for NT | NDS, домены NT, Notes*, Exchange* | Синхронизация каталогов |
SoftSwitch | SoftSwitch Directory Service | X.500, LDAP, IMAP, Notes, cc:Mail | Синхронизация учетных данных в почтовых системах |
WorldTalk | NetJunction, NetTalk, WorldSecure | cc:Mail, Notes, IBM PROFS и SNADS, HP OpenMail, DaVinci Mail, Banyan Intelligent Messaging, Microsoft Mail и Exchange, Novell NDS и GroupWise, POP3, IMAP, LDAP | Синхронизация учетных данных в почтовых системах и обеспечение общей защиты |
Zoomit | Via | cc:Mail, Notes, Exchange, домены NT, базы данных bindery NetWare 3.x, NDS, GroupWise, StreetTalk, LDAP, X.500, SMTP*, POP3*, IMAP | Единая регистрация пользователей во всех каталогах, некоторая интеграция с системой безопасности |
* В текущей версии продукта не поддерживается. |
Несмотря на подобную размытость границ рынка мета-каталогов и обилие разнообразных проблем, связанных с их внедрением, производители мета-каталогов продолжают поступательное движение в сторону крупных корпораций. Президент компании Zoomit Ким Камерон утверждает, что продукт Via 1.0 приобрели более 10 компаний, число пользователей в которых колеблется от 30 до 80 тыс.
Как утверждает Саймон Халаф, вице-президент по маркетингу компании WorldTalk, в ближайшем будущем производителям мета-каталогов будет легче продвигать свои продукты, поскольку на рынке должны появиться приложения, использующие их возможности. Таким неотразимым приложением для мета-каталога компании WorldTalk является система WorldSecure, применяющая мета-каталог для установления единой политики безопасности для разных почтовых систем организации. Компания Zoomit надеется, что разработанная ею новая функция, позволяющая любому пользователю после однократной регистрации в мета-каталоге получать доступ ко всем имеющимся сетевым службам, поможет увеличить объемы продаж Via. Эта функция вошла в версию Via 2.0.