Мало того, что Internet расширила границы вашей сети - и ответственности за нее - до глобальных масштабов теперь вам приходится еще и противостоять требованиям организовать внутрикорпоративный мини-узел Web. Не надейтесь, что сумеете переждать эту шумиху. Не нужно тратить все свои средства на поддержку Web-технологии, но не стоит и рассчитывать, что чаша сия вас минует.
Практически все отраслевые аналитики предсказывают значительный подъем на рынке продуктов для Internet/intranet в конце текущего десятилетия. Компания IDC, например, считает распространение приложений, создаваемых на основе Web-технологии, одним из основных направлений развития индустрии ИТ до 2000 г. и предсказывает 50-процентный ежегодный прирост в этой сфере. Пристальное внимание к Web-технологии неизбежно порождает массу всевозможных суждений об интрасетях. Попробуем разобраться, что есть ложь, а что правда и дать вам несколько советов.
Ложь N 1: интрасети - это те же локальные сети плюс рекламная шумиха
Подобное суждение характерно для защищающегося от нападок менеджера по ИТ в компании, которая еще не имеет внутреннего Web-узла. Если вы не хотите связываться с интрасетями, мотивируйте боссу свой отказ именно таким образом. Но хотя локальная сеть (ЛС) и является основой интрасети, для создания последней недостаточно наличия ЛС. Способны ли вы организовать доступ к ЛС через Web-браузер? Лишь использование Web-технологии превращает ЛС в интрасеть, облегчая доступ пользователей к информации.
Браузер - это интуитивный универсальный клиент, которым может пользоваться любой. Дайте пользователям браузер, и после минимального обучения они сумеют искать, читать и загружать корпоративные данные через Web-интерфейс к базе данных и документам вашей компании. Причем совершенно не важно, на какой настольной системе они работают: даже пользователи Macintosh могут включиться в общий процесс. И это совсем не то, что принято называть ЛС.
Ложь N 2: интрасети - одна из реализаций модели клиент-сервер
Здесь есть и доля правды - интрасети действительно следуют модели клиент-сервер, но эта модель "наряжена в одежды Web". Дэйв Тейлор, президент консалтинговой компании Intuitive Systems, считает: "Термин "интрасеть" отражает идею, которая давно носится в воздухе". Он добавляет, что интрасети идут дальше модели клиент-сервер, которая обычно применяется для доступа к базам данных и обеспечивает единое средство коммуникации для приложений типа "белой доски", видеоконференц-связи и дискуссионных форумов. При использовании интрасети вам не нужно разрабатывать еще одно специализированное средство доступа для среды клиент-сервер - для этого уже есть браузер. Кроме того, на рынке имеется множество пакетов промежуточного уровня, обеспечивающих интерфейс между HTML и базами данных.
Правда N 1: чтобы начать, нужно немногое
Технологии и продукты, необходимые для создания интрасети, широко распространены. Возможно, вы уже используете их в своей сети. В состав базового набора входят протокол TCP/IP, NFS (Network File System), браузер, Web-сервер, HTML-редактор и электронная почта. Общим "уравнителем" доступа к информации является IP-соединение. Компьютеры Macin-tosh уже несколько лет продаются со встроенным средством Mac TCP; Unix-машины всегда говорили на этом языке; протокол TCP/IP встроен и в ОС Windows 95. В любом случае, его поддержка обычно обходится недорого.
Преимущества интрасети - умеренная стоимость создания, быстрая (если не моментальная) отдача от вложений и возможность дальнейшего возмещения расходов. "Компания Geffen не внедряет новые технологии просто потому, что они немного быстрее или дешевле, - говорит Джим Гриффин, вице-президент и директор по технологиям компании Geffen Re-cords, где интрасеть действует уже более двух лет. - Цель состоит в том, чтобы у нас появились такие возможности, которых не было раньше".
Совет N 1: развивая интрасеть, повышайте отдачу от нее
Пользователи приветствуют появление интрасетей. "Однако это не означает, что достаточно создать интрасеть, чтобы они начали ей пользоваться, - говорит Майкл Рудник из компании Cognitive Communications, занимающейся консалтингом в области Web. - Они зайдут в нее один, от силы - два раза". Чтобы ваша интрасеть стала действительно полезной, вовлеките сотрудников в ее проектирование, внедрение и обслуживание - особенно если хотите снять с себя ответственность за обновление содержимого интрасети. "Заманите их. Дайте им почувствовать значимость вклада в этот процесс", - говорит Кэтти Кларк, консультант по стратегическим коммуникациям компании Duke Power. Кларк завлекает пользователей ежеквартальными онлайновыми конкурсами, посвященными деятельности компании, и награждает победителей пятью акциями фирмы.
Очень полезным может оказаться вовлечение руководящих сотрудников в процесс использования корпоративных Web-узлов. Они должны подключаться, публиковать документы, продвигать и защищать идею интрасети. "Мой директор является моим самым большим сторонником в отношении интрасети", - говорит Сандра Сулли, директор по информации компании Xilinx, занимающейся производством микросхем. Компания построила экстрасеть для взаимодействия с внешними торговыми агентами и дистрибуторами.
Совет N 2: возможности и преимущества огромны - исследуйте их
"Вряд ли у кого-то получится сделать все в один присест, - говорит Майкл Джозефс, исполнительный директор по продуктам и услугам консалтинговой компании Con-cept Five Technologies. - Чтобы успешно внедрить интрасеть, компании выбирают не более двух служб, обычно универсальных, и заменяют ими прежние для выполнения какой-либо задачи".
Чтобы повысить уровень интерактивности интрасети, полезна - и вполне осуществима - ее интеграция с имеющимися корпоративными базами данных (будь то основанные на ПК базы данных SQL или унаследованные системы на мэйнфреймах). Имеется большой выбор средств, обеспечивающих доступ с Web-страниц к данным, которые хранятся на хост-компьютерах. Обычно это достигается с помощью преобразования в формат HTML "на лету", что позволяет выполнять онлайновую обработку транзакций через браузер.
Для превращения интрасети в критически важное для бизнеса средство обычно требуется открыть доступ к ней со стороны. Экстрасети (или интрасети, открытые для избранных посетителей извне) расширяют возможности вашей интрасети и превращают ее в платформу для эффективного осуществления онлайновых операций между организациями. Области применения экстрасетей могут быть самыми разными - от распространения маркетинговой литературы по торговым представителям до обеспечения доступа заказчиков к онлайновым каталогам. Это также может быть первым шагом к организации основанной на Web электронной коммерции.
Преобразование интрасети в экстрасеть требует дополнительных мер обеспечения безопасности. Кроме брандмауэров вам, возможно, потребуется многоуровневая система паролей. Некоторые компании создают за пределами интрасети зеркальные серверы, содержащие информацию, предназначенную для доступа извне, чтобы не впускать заказчиков и деловых партнеров непосредственно в корпоративную сеть. Другой подход заключается в организации так называемой демилитаризированной зоны - защищенной части интрасети, к которой деловые партнеры и заказчики имеют доступ через Internet. Стоит быть готовым к тому, что клиенты вашей компании скорее всего захотят иметь такую возможность.
"Web-технология изменила способ предоставления информации нашим клиентам", - говорит Марк Шипли, вице-президент по ИТ компании Knight-Ridder Infor-mation. До тех пор, пока компания не начала использовать Web-технологию, клиенты заваливали ее запросами на предоставление информации в формате, пригодном для чтения с помощью браузеров, объясняет он.
Совет N 3: Web-технологии развиваются - оценивайте их
Web-технология в целом хоть и молода, но очень плодовита. Существует ряд смежных технологий, которые заслуживают внимания, поскольку позволяют расширить базовые возможности интрасетей, связанные с публикацией информации.
Одной из них является технология мультимедиа, но если вы еще не пользуетесь ей, не стоит торопиться с ее внедрением. Производители продолжают совершенствовать эту технологию, встраивая функции мультимедиа в свои продукты (вместо того, чтобы полагаться на внешние, подключаемые функции). Мультимедийный трафик "пожирает" значительную часть полосы пропускания, и ваша интрасеть должна иметь достаточный запас прочности, чтобы его обрабатывать.
Весьма интересна также push-технология, или технология рассылки/подписки. Чтобы повысить ее привлекательность для корпоративных заказчиков, производители разрабатывают специальные версии для интрасетей своих ориентированных на Internet продуктов. "Push-технология дает возможность персонализировать распространяемую информацию, - говорит Пэт Митчел, менеджер по ИТ компании Aetna, которая в настоящее время оценивает данную технологию в качестве эффективного способа предоставления информации многочисленным торговым агентам и офисам. - Я думаю, что в ближайшее время мы увидим много интересного в этой области". Однако многие менеджеры интрасетей не торопятся. Microsoft и Netscape Communications работают над усовершенствованием своих реализаций push-клиентов, встроенных в их браузеры.
Какие бы продукты и технологии вы не оценивали, желая повысить эффективность работы интрасети, не забывайте о ее предназначении. Ваша задача - не высокая пропускная способность и хорошие прикладные пакеты, а повышение продуктивности работы сотрудников. В этом отношении с приходом Web-технологий ничего не изменилось.