сертификации средств и услуг связи Госкомитета Российской Федерации по связи и информатизации. Обязательные сертификаты на используемые технические средства необходимы для получения лицензий на деятельность в области связи. Однако существует и другой вид сертификации, который только появляется в России, - добровольная сертификация на соответствие международным стандартам, в частности стандартам качества. В последнее время за рубежом растет количество компаний, сертифицировавших свои системы качества на соответствие семейству стандартов ISO 9001. В конце 1994 г. сертификаты на системы качества имели около 70 тыс. компаний, а к концу 1996 г. их число достигло 250 тыс.
В систему такой сертификации, недавно созданную в России, входят центральный орган (НИИ "Интерэкомс"), координационный орган (отдел сертификации средств и услуг связи Госкомитета по связи и информатизации России), а также наблюдательный совет, апелляционная комиссия, совет по аккредитации и инспекционному контролю, испытательные лаборатории, центр обучения и методологии в области сертификации. Центральный орган сертификации - НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" - проводит сертификацию системы качества (или поручает ее проведение другим аккредитованным организациям) и выдает сертификат соответствия, а кроме того, разрабатывает общие правила, процедуры и нормативную базу системы сертификации. Органы Госсвязьнадзора, в свою очередь, признают результаты сертификации систем качества и услуг связи для учета их при проверке лицензионной деятельности операторов связи.
4 июня группа компаний "Глобал Один" первой в России получила четыре сертификата, удостоверяющих, что система качества услуг связи компании соответствует требованиям стандартов серии 9001 Международной организации по стандартизации (ISO).
Врученные сертификаты удостоверяют, что система качества группы компаний "Глобал Один" идентифицирована, проверена и соответствует требованиям стандартов ИСО применительно к предоставлению услуг передачи данных и телематических услуг общего пользования, услуг местной, междугородной и международной телефонной связи по выделенной сети, услуг местной и международной телефонной связи и услуг по аренде международных цифровых каналов связи.
Начальник управления сертификации средств и услуг связи Госкомитета по связи и информатизации Юрий Емельянов, выступая во время церемонии вручения сертификатов, отметил, что с приходом рыночных отношений существовавшая ранее система отслеживания качества продуктов и услуг перестала работать. В продажу поступило большое количество техники сомнительного качества. Однако постепенно удалось наладить процесс обязательной сертификации технических средств связи. Вводить в административном порядке сертификацию качества услуг Министерство связи не стало, хотя и было готово заняться подобной работой еще около двух лет тому назад. Это позволило не торопясь разработать систему добровольной сертификации к тому времени, когда возросшая конкуренция среди операторов связи создала необходимость в такой процедуре.
Это весьма дорогостоящий процесс (иностранные компании берут по 150 000 - 400 000 дол. за подготовку к сертификации). По словам генерального директора НИИ "Интерэкомс" Юрия Мхитаряна, стоимость аналогичных работ в его институте намного ниже, однако точная цифра журналистам названа не была.
Сертификат на систему качества выдается на три года. Для гарантии соответствия системы качества стандарту в течение всего срока действия сертификата предусмотрены периодические внутренние проверки и ежегодный инспекционный контроль.
Следом за "Глобал Один" о желании сертифицировать свои системы качества заявили компании "Комбеллга", "Би Лайн", МСС, ММТ и другие операторы связи.
|
|
Юрий Емельянов, начальник Управления сертификации средств и услуг
связи Государственного комитета по связи и информатизации: "Внедрение
в России стандартов качества - важный шаг для создания национального рынка
высококачественных услуг связи, дальнейшего реформирования отрасли и ее
интеграции в мировое телекоммуникационное сообщество"
|
Правовая база, позволяющая сертифицировать системы качества на российском телекоммуникационном рынке
1 Закон "О сертификации продукции и услуг"
2 Закон "О связи"
Стандарты и системы качества
Стандарты серии 9000 были разработаны ISO в 1987 г., а в 1995 г. они стали национальными стандартами России. В них сконцентрирован опыт, накопленный в различных странах в области комплексных систем управления качеством. Модель, описанная стандартом ISO 9001:1994, является наиболее полной и учитывает все этапы жизненного цикла продукции (услуги).
В систему качества заложены следующие основные принципы: она должна быть ориентирована на потребителя, предупреждать возникновение несоответствия услуг установленным требованиям - возможные причины несоответствий должны постоянно изучаться и устраняться. Система качества должна быть задокументирована. Основным документом является "Руководство по качеству" - документ, в котором сформулирована политика предприятия в области качества, а также все требования к системе качества организации.
Стандарты ISO серии 9000 определяют требования первого уровня к системам качества. За ним следуют требования более высоких уровней: системы всеобщего (TQM) и общефирменного управления качеством.
Global One: коротко о компании
Группа компаний "Глобал Один" представляет в России международную телекоммуникационную компанию Global One, образованную в начале 1996 г. тремя компаниями - Deutsche Telekom (Германия), "Франс Телеком" (Франция) и "Спринт" (США). Совокупные доходы компаний Global One превышают 70 млрд дол., а активы - 175 млрд. дол. Количество сотрудников - около 3 тыс. (в более чем 50 странах). В российскую группу входят компании "Глобал Один", ответственная за маркетинг и продажу услуг, и "Сеть Глобал Один", в сферу деятельности которой входят разработка, адаптация, эксплуатация и совершенствование сетевых систем и технологий в соответствии с запросами клиентов и перспективами развития Global One.
Деятельность компании в России началась в 1990 г., когда образовалось совместное предприятие американской компании Sprint и российского Центрального телеграфа. В дальнейшем в число учредителей вошли Московская городская телефонная сеть, региональные телеграфные узлы и администрация связи крупнейших городов России. В связи с образованием всемирного телекоммуникационного альянса Global One группа компаний "Спринт" была преобразована в группу компаний "Глобал Один".
Группа компаний "Глобал Один" обладает сетью передачи данных с узлами более чем в 200 городах на территории бывшего СССР. "Глобал Один" предоставляет услуги международной, междугородней и местной телефонной связи, виртуальных частных сетей, передачи данных в глобальных масштабах с использованием протоколов X.25, frame relay, TCP/IP, обмена данными между удаленными локальными сетями, услуги Internet, подключения к сети "Глобал Один" по спутниковым, волоконно-оптическим и беспроводным каналам связи, доступа к системе электронных торгов на ММВБ, системам специализированных банковских и финансовых услуг Reuters, а также международной системе межбанковских расчетов S.W.I.F.T. и Российской торговой системе.
Internet: www.global-one.net.