Президент Lotus Джеф Папоус напряженно работает над тем, чтобы вселить в вас уверенность, что компания осознает свои возможности, связанные с интрасетью, и стремится свести риск к минимуму. В интервью с главным редактором NetworkWorld Джоном Галлантом Папоус рассказал о связи систем Notes, cc:Mail, Domino и приложений типа 1-2-3 с интрасетями и о возможностях Lotus опередить Netscape Communications и Microsoft.
Вскоре после того, как в середине 1995 г. IBM купила Lotus за 3,5 млрд дол., в отрасли стали всерьез поговаривать о том, что Internet и интрасети станут убийцами Notes, хотя поставки Notes в 1996 г. подскочили более чем на 200%. Чего же не поняли ученые мужи?
Те, кто преждевременно похоронили нас, упустили из виду два момента, на которые мы обращали особое внимание при этом объединении. Во-первых, между Notes и Internet никогда не было отношений соперничества. Внезапная популярность Internet, по сути, стала движущей силой для Notes, поскольку Internet - это всего лишь распространение на суперсеть модели "клиент-сервер", которой и должна была по нашему замыслу овладеть Notes.
Во-вторых, авторы наших некрологов обычно отмечали в качестве возможной причины смерти отсутствие значительных достижений IBM в маркетинге программного обеспечения. Однако вместо того чтобы полностью взять на себя все наши дела, глава IBM Лу Герстнер и Джон Томпсон, руководитель IBM по программному обеспечению, держали свою компанию в стороне от операций Lotus, особенно от всего того, что касается разработки наших продуктов. Теперь в деле разработки мы приобрели такую силу, которая позволит нам стать лидерами, выпустив единые средства электронного сотрудничества для Internet и интрасетей.
Какие роли, по вашему мнению, должны играть в интрасетях Notes и Domino?
В самом определении интрасетей заложены базовые функциональные возможности группового ПО - совместная компьютерная обработка. Notes позволяет множеству людей совместно и одновременно получать информацию и извлекать из этого для себя пользу, автоматически отслеживать бизнес-процессы и настраивать интрасеть любой компании на те приложения, которые представляют для нее наибольшую важность. Система Notes охватывает даже сети extranet, поскольку для нее не имеет значения, где находятся сотрудники предприятия - за своим рабочим столом или в гостинице на другом конце света.
С помощью системы Domino мы реально расширяем роль интрасетей. Заказчики смогут распространить область влияния и возможности среды Notes на пользователей браузеров. Кроме того, Domino - это трамплин для разработчиков. Domino.Apps предоставит им основу для создания приложений, ориентированных на тех пользователей, которые осуществляют коммерческие, издательские и интерактивные операции в Web.
Netscape и Microsoft тоже положили глаз на интрасети. В чем состоит отличие вашей intranet-стратегии?
Если попытаться ответить кратко, то мы предлагаем законченный продукт, в то время как они продают комплекты типа "сделай сам", которые состоят, главным образом, из нереальных и заимствованных технологий. Клиентам нужна технология, которая будет решать их проблемы, а не создавать новые. Насколько я знаю, и Netscape, и Microsoft шьют "лоскутные одеяльца" из различных элементов и преподносят их заказчикам как готовые решения для интрасетей. Однако многие из этих элементов, в лучшем случае, будут готовы только через год или около того. Заказчикам стоит задуматься, будет ли Netscape той компанией, с которой они захотят вести дела, к тому времени, когда начнутся поставки этих продуктов.
Microsoft всегда была вашим жестоким конкурентом, но до недавнего времени у вас были довольно тесные связи с Netscape. Однако сейчас складывается впечатление, что эти отношения становятся несколько напряженными.
В значительной степени рынок Internet-серверов представляет собой арену для трех лошадей - Domino, Internet Information Server компании Microsoft и SuiteSpot компании Netscape. Хотя мы считаем Netscape нашим достойным конкурентом на рынке, однако вклад этой компании в области группового ПО и почтовых систем нельзя охарактеризовать как серьезный. Фактически она не предлагает никаких продуктов группового ПО и передачи сообщений. Вместо этого Netscape пытается ввести рынок в заблуждение своими невыпущенными продуктами и ложными высказываниями о продуктах Lotus. Например, она сообщает, что ей принадлежат 80% рынка Web-серверов и браузеров, и заявляет, что 92 компании из Fortune 100 являются заказчиками ее средств для интрасетей. На самом деле Netscape по-прежнему является, главным образом, компанией-производителем браузеров. Более 70% прибыли ей дает именно ПО браузеров.
По результатам исследования рынка Web-серверов, проведенного компанией Netcraft (www.netcraft.com/survey) и охватившего более 600 тыс. Web-узлов, Netscape принадлежит только 13% рынка Internet-серверов. Netscape заявляет об использовании своего ПО в интрасетях, учитывая все случаи, когда организация где-нибудь у себя имеет серверы Netscape; однако это совсем другое, чем принятие ПО Netscape в качестве платформы.
Развитие компании в каких-либо других областях будет проблематичным; например, Netscape утверждает, что ее система SEC 10-К/А будет способствовать усилению конкуренции. Пока я не могу с этим согласиться.
Каковы ваши слабые стороны на рынке интрасетей?
Одна из наших слабостей - сложившееся мнение, что Lotus - это либо поставщик специализированного ПО, либо орудие в руках IBM, со всеми вытекающими из этого последствиями. Мы много делаем для того, чтобы сломить это представление, и не последнюю роль здесь играют разработка и продажа продуктов для Internet, которые соответствуют всем основным открытым стандартам, в том числе HTTP, Java, SSL, IIOP, LDAP, POP3, SMTP и IMAP4.
Каковы основные проблемы, которые должны быть в центре внимания компаний при построении интрасетей?
Слишком много корпоративных интрасетей по-прежнему создаются и развиваются как основа для статических Web-узлов, предназначенных для электронных публикаций, и не более того. Но действительную значимость придает интрасети возможность пользователей на предприятии и за его пределами инициировать действия в этой интрасети и получать результаты быстро и с минимальными затратами. Для этого необходимы интерактивные приложения обработки потоков заданий с очень высоким уровнем защиты. И, пусть это уже стало своеобразным клише, по-прежнему необходимо сосредотачивать свое внимание на открытых стандартах.
Каким образом такой традиционный почтовый продукт, как сс:Mail, впишется в этот новый мир технологий и стандартов передачи сообщений в Internet?
Каждый сегмент рынка в разные периоды имеет различные потребности. По-прежнему достаточно большое число организаций не испытывает неотложной потребности в групповом ПО и интрасетях масштаба предприятия. Но им крайне необходима система электронной почты на основе стандартов Internet с простым, но при этом защищенным, доступом к Internet. Для них мы продолжаем совершенствовать cc:Mail, а также менее известные, но не менее важные технологии передачи сообщений в неоднородной среде, разработанные нашим филиалом SoftSwitch.
Как переход к почтовым системам Internet повлияет на конкуренцию между Lotus и Microsoft?
Internet стала движущей силой для мощного развития систем передачи сообщений, но еще большим стимулом - для развития бизнес-приложений, обеспечивающих высокий уровень отдачи от инвестиций, - подобных тем, которые предоставляет Domino. Мы смогли успешно осуществить быструю адаптацию Notes к Internet. Однако перед Microsoft встала совсем другая проблема - пересадить функции группового ПО на почву специализированной почтовой системы.
Какую роль играет SoftSwitch в вашей общей стратегии Internet/intranet?
Internet стала причиной громадного роста трафика электронной почты - по числу и размеру сообщений. За последние 12 месяцев количество только коммерческих Web-узлов увеличилось почти в десять раз - с 23 до 220 тыс. В то же время базы данных IBM используются для управления порядка 70% деловой информации по всему миру, а ПО обработки транзакций IBM обслуживает более 20 млрд деловых транзакций в день. Это тот бизнес, который наши клиенты хотят перевести в Internet. SoftSwitch предоставляет ведущие в отрасли решения, которые позволяют связать между собой более 70 различных систем передачи сообщений.
Будущее средств интеграции почтовых систем мы видим в коммутаторах на основе стандартов Internet, работающих в системах очень большого масштаба. Вместе с этим будет обеспечен высокий уровень обслуживания "по требованию" на всех этапах - от планирования и реализации до оперативной поддержки.
Какова ваша стратегия в области каталогов?
Наша стратегия состоит из трех частей. Во-первых, в наших продуктах мы обеспечиваем достаточную гибкость и модульность, для того чтобы предоставить клиентам возможность выбора при интеграции Domino и cc:Mail со своими гетерогенными структурами каталогов. Во-вторых, клиенты могут предпочесть использовать продукты Lotus для построения инфраструктуры каталогов. И наконец, мы обеспечиваем поддержку Internet-стандартов для каталогов - в частности, LDAP. Мы не требуем от заказчиков делать наши продукты центром их мира каталогов.
И чтобы не забыть настольные приложения и комплекты ПО, каким вы видите развитие этого рынка и этих продуктов в свете интрасетей и Java? Как будет использоваться 1-2-3 в интрасетях будущего?
SmartSuite и Lotus Components, наши приложения для повышения продуктивности работы, имеют такое же жизненно важное значение для нашей стратегии вовлечения Internet в бизнес, как Domino и Notes. Мы продолжаем развивать SmartSuite, для того чтобы удовлетворить требования наших традиционных пользователей, которым нужен простой эффективный доступ к Internet из их традиционных приложений. И мы работаем над Lotus Components, чтобы обеспечить разработчиков Web-приложений необходимыми строительными блоками для быстрого создания интерактивных бизнес-приложений для Internet. Наша система Components на базе Java позволит разработчикам Web-приложений включать в свои программы для повышения продуктивности работы пользователей аплеты, такие как электронные таблицы, схемы и диаграммы.
Ваши разочарования прошлого года? Ваши успехи?
Единственным серьезным разочарованием было то, что Майк Цизман и я не смогли продолжать разделять президентство в Lotus. В числе успехов - продолжающийся мягкий переход Lotus под крыло IBM, который сопровождается значительным улучшением позиции Lotus на рынке.