Всем, начиная с президента и вице-президента США, кажется, что пришло время реализации этой идеи. Сама по себе она не так уж и нова, но ее сторонники заметно активизировались в конце кампании по выборам президента. Стараниями новой администрации за последний год по всей стране был проведен ряд "Дней Internet". Идея состоит в том, чтобы опутать школы проводами ради обеспечения доступа в Internet из каждого класса. Видимо, благодаря "Дням Internet", прошедшим с большим успехом, школы привлекли к себе внимание и получили немало пожертвований.
Однако даже если оставить в стороне проблему получения, поддержки и модернизации необходимых компьютеров, вопрос финансирования предстоящих подключений к Internet остается открытым. Есть предложения обеспечить школам доступ в Internet со значительными скидками (например, 80%) или даже бесплатный. Это можно сделать, обязав всех Internet-провайдеров предоставлять такой доступ либо субсидировав его из существующих фондов универсального доступа, которые поддерживаются телефонными компаниями.
При этом крайне трудно выработать набор правил, которые позволят охватить весь спектр компаний - от AT&T и MCI до мелких фирм. Конечно, все это можно рассматривать как детали реализации. Но задумаемся над более фундаментальным вопросом: а так ли уж хороша сама идея обеспечить доступом в Internet каждый школьный класс? Некоторые обеспокоены тем, что сможет увидеть зоркое око в Internet. Согласно одному из предложений ребенок сможет получить право доступа в Internet лишь после того, как он получит письменное разрешение от родителей, которое избавит школу и учителя от всякой ответственности, если учащийся бросит взгляд на то, что ему видеть не положено. Каждый родитель, конечно же, имеет свое мнение о том, что можно, а чего нельзя его ребенку.
По-моему, еще более серьезным является вопрос о готовности учителя. Если он не будет готов направлять процесс познания, то Internet может стать источником недоразумений. Сеть несет в себе какофонию информации, картинок, идей и опыта. Даже если не касаться проблем защиты детей от того, что они будут исследовать, оставшись один на один с Сетью, Internet не представляет собой структурированной среды обучения. Томас Элиот сказал однажды: "Ад там, где ничто не связано друг с другом". Мало что может навредить процессу обучения больше, чем беспорядочные отрывочные сведения.
Но если вы еще не забыли о "новой математике", то поймете, что подключение школьных классов к Internet может принести такую же выгоду, как и перестройка математического образования. Учителя должны подучиться тому, что они будут преподавать (т. е. пройти переподготовку по методам преподавания).
Предупреждение: Гарвард утверждает, что не является адом (хотя ад и может оказаться поблизости) и не высказывает какого-либо мнения ни о новой или иной математике, ни о вышеизложенном.
Скотт Брэднер (Scott Bradner) - консультант управления Office of Information Technology Гарвардского университета. С ним можно связаться через Internet по адресу sob@harvard.edu.