Ждите, что будут собирать ваши адреса E-mail и личную информацию из цифровых сертификатов X.509.
В прошлом году New Yorker опубликовал карикатуру, на которой была изображена сидящая у компьютера псина, с удовлетворением говорящая: "В Internet никто не узнает, что ты собака".Но сегодня собачий секрет, кажется, раскрыт провайдерами Internet и операторами Web-серверов, которые собирают - и продают - информацию о пользователях Internet с беспрецедентным размахом. Постоянно совершенствуемые инструменты сбора информации во Всемирной паутине отслеживают каждый шаг пользователя, известно ему об этом или нет.
И хотя коммерсанты говорят, что по-прежнему трудно привязать адрес электронной почты к конкретной личности, все переменится с появлением цифровых сертификатов X.509.
"Стандартный сертификат X.509 будет содержать имя пользователя, его адрес E-mail и много другой информации, собираемой при обращении к Web-странице", - говорит Пол Гранд, председатель независимой службы отслеживания NetCount, управляемой компанией Price Waterhouse.
Сегодня Web-серверу трудно получить что-нибудь, кроме IP-адреса. Однако некоторые серверы пытаются определить постоянных "посетителей", автоматически загружая на их ПК программную "примочку".
В результате путешественники по Web нередко получают адресованные лично им рекламные материалы, доставка которых основана лишь на списке его предыдущих визитов или даже на том, какую ОС или браузер он использует.
В начале следующего года компания NetCount начнет предлагать программу HeadCount (в вольном переводе - "охотника за головами"), позволяющую перехватывать информацию о пользователе из сертификата X.509.
"С этим связан серьезный вопрос о частной неприкосновенности", - признает Гранд. Он утверждает, что компания продает собираемую статистическую информацию, но никогда - имя или адрес E-mail. Рекламному бизнесу в Web немного больше года.
После того как агенства вроде Western International Media или Saatchi & Saatchi оставляют электронную рекламу на волю слепой судьбы, они требуют четких сведений о том, кто ее читает, платя от 3 до 10 центов "за снимок", говорит Гранд.
Настойчивые требования собирать данные куда более тщательно, чем это может быть сделано в случае телевизионной или печатной рекламы заставляет администраторов Web-серверов превращаться в соглядатаев, подобных Большому Брату из утопии Оруэлла, наблюдающих за всеми подряд. Но при посещении Web-страницы пользователь редко бывает предупрежден о том, что его деятельность наблюдается, фиксируется и будет использована в маркетинговых целях.
Как и многие другие, корпорация American Express планирует собирать информацию о пользователях со своего сервера ExpressNet и продавать список электронных адресов пользователей независимым коммерсантам. Однако American Express дает своим клиентам, пользующимся электронной торговлей, возможность уклониться от того, чтобы сведения о них были использованы при маркетинге, заявил президент American Express Джон Лайнен на конференции Privacy in Cyberspace, состоявшейся в Вашингтоне. Он сказал, что тем посетителям Web-страницы, которые только ее просматривают, не будут посылаться незатребованные ими сообщения,и добавил, что политика корпорации по отношению к частным правам будет ясно сформулирована. "Неумение действовать ответственно может навлечь на нас катастрофу".
Сервис-провайдеры и "мусорная почта"
Сервис-провайдеры также собирают и продают информацию о своих подписчиках. AT&T посылает маркетинговые сообщения клиентам своей службы Internet WorldNet и продает свои списки адресов компаниям, подобным Microsoft. Юрист AT&T Джеймс Глизон говорит, что компания скоро обнародует свою политику частной неприкосновенности, которая даст возможность подписчикам Internet остаться в тени.
Юрисконсульт по внешней политике корпорации MCI Communications Мэтт Найделл сообщил, что в настоящий момент MCI пересматривает свою политику по отношению Internet и в дальнейшем будет использовать базу данных по своим подписчикам Internet лишь в маркетинговых целях, а продавать их адреса E-mail перестанет.
Компания America Online (AOL) получает от клиентов множество жалоб о бомбардировках "мусорной почтой", называемой на жаргоне пользователей Internet "фаршем". В июне AOL обнародовала свой основной курс по отношению к частным правам, а в настоящий момент перешла в наступление на "мусорную почту", подав в суд на компанию Cyber Promotions, которая отказалась прекратить рассылку незапрошенных рекламных материалов клиентам AOL. "Мусорная почта" угрожает целостности сети, - говорит Билл Беррингтон, директор по вопросам закона и внешней политики AOL. - В какой-то момент почти половина электронной почты, проходящей по нашей сети, была "фаршем". AOL, однако, оставляет за собой право "фаршировать" своих собственных клиентов и продавать списки их адресов, зарегистрированым в AOL коммерсантам.
Силиконовая Долина и федеральные органы
Некоторые операторы Web-серверов, в частности тех, через которые осуществляется книжная торговля через Internet (Amazon.com Books), определились с политикой по отношению к частным правам и предоставляют своим пользователям возможность остаться в тени, но большинство операторов по-прежнему этого не делает.
Защитники частных прав, эксперты по законам и это более серьезно - федеральное правительство, предупреждают бизнесменов, что если они не придут к некоторым стандартам самоконтроля, то скоро дождутся ответного удара от клиентов в виде новых законодательных норм защиты права на частную жизнь.
"Согласие клиента - это абсолютный минимум", - говорит Федеральный комиссар по торговле Кристина Варни.
Если операторы Web-серверов и сервис-провайдеры не согласны с этим, то они дождутся того, что администрация Клинтона и Конгресс проведут законы о частных правах в Internet.
Даже мысль об этом приводит хозяев Силиконовой Долины в дрожь. "Мы обеспокоены тем, что по вопросу частных прав придется вести битву за битвой, как, в свое время, из-за Закона о пристойности в телекоммуникациях", - признает Питер Нартер, юрист корпорации Netscape Communications.
Он говорит, что многие представители отрасли опасаются "плохих инструкций или плохих законов".
Технология, усиливающая защиту частных прав
Индустрия высоких технологий и умные головы из коммерсантов, похоже, начинают потихоньку просыпаться по отношению к этой взрывоопасной проблеме.
Сегодня отрасль выдвигает несколько предложений по использованию того, что называется "технологиями усиления защиты частных прав" (privacy-enhancing technologies).
Возглавляет атаку организация Electronic Frontier Foundation со своей программой eTrust, которая заставляет Web-серверы демонстрировать изображение открытого глаза, когда собираются данные о пользователе, и закрытого - в противном случае.
Некоторые компании предлагают продукты, позволяющие пользователям взять защиту права на частную жизнь в собственные руки. Компания PrivNet производит FastForward, модуль расширения для браузера Netscape, который может блокировать рекламу с Web-серверов, а также другие программы, загружаемые на ПК для идентификации пользователей. Разрабатывается также модуль расширения для Microsoft Internet Explorer, который делает то же самое.