Литий-ионные аккумуляторы используются в промышленности уже более 20 лет. Почему же они не применяются повсеместно в качестве аккумуляторов для статических ИБП в ЦОДах? Ответ заключается в том, что элементы литий-ионных аккумуляторов не могли обеспечить необходимый баланс между ценой, удельной энергией, мощностью, безопасностью и надежностью. Однако благодаря успехам, достигнутым за последние 10 лет в области литий-ионной химии, и появлению новых технологий поставщики ИБП получили наконец то, что требовалось. Эти достижения стали возможны прежде всего благодаря разработкам аккумуляторов для электромобилей.
Преимущества литий-ионных аккумуляторов перед свинцово-кислотными с регулирующим клапаном (Valve-Regulated Lead-Acid, VRLA) заключаются в следующем:
- меньшее число (а зачастую и полное отсутствие) замен аккумулятора в течение срока службы ИБП устраняет риск простоя из-за замены аккумулятора;
- в три раза меньший вес при аналогичной запасаемой энергии;
- до десяти раз больше циклов заряда-разряда в зависимости от химии, применяемой технологии, температуры окружающей среды и глубины разряда;
- приблизительно в четыре раза меньший саморазряд (то есть медленный разряд аккумулятора, когда он не используется);
- заряд быстрее в четыре раза и более — ключевое преимущество при многочисленных перебоях энергии.
В то же время литий-ионные аккумуляторы имеют два основных недостатка по сравнению с VRLA:
- капитальные затраты на одинаковаое количество запасаемой энергии в два-три раза выше из-за бо`льших затрат на изготовление и стоимости необходимой системы управления аккумулятором;
- более жесткие требования к транспортировке.
Модуль литий-ионного аккумулятора для трехфазных устройств ИБП | Секция из нескольких соединенных модулей |
Пример ИБП с литий-ионными аккумуляторами — Galaxy VX от Schneider Electric |
ОБЗОР ЛИТИЙ-ИОННЫХ АККУМУЛЯТОРОВ
Все литий-ионные элементы обладают некоторыми общими характеристиками. Например, они все являются перезаряжаемыми, все используют электролит и у всех ионы лития движутся между электродами. Однако конкретные характеристики зависят от химии и технологии. Под химией подразумеваются компоненты, от которых зависит химическая реакция, заряжающая и разряжающая ячейку. Химия определяет напряжение ячейки. К технологии относятся прочие особенности реализации (толщина электрода, состав электролита, покрытия, присадки и т. д.), от которых в значительной степени зависят количество энергии (Вт×ч), мощность (Вт), удельная энергия (Вт×ч/кг), удельная мощность (Вт/кг), а также ресурс, чувствительность к температуре, стабильность и множество других характеристик.
Оптимальная химия. Аккумуляторы для ИБП должны быть способны выдать большую мощность в течение 5–10 мин. Иначе говоря, химия и технология должны обеспечить подачу сильного тока в течение короткого промежутка времени при сохранении безопасной внутренней температуры каждого элемента. По сравнению с химией свинцово-кислотных аккумуляторов химия литий-ионных обеспечивает более высокие энергию и мощность на единицу веса, которые обычно называют удельной энергией (Вт×ч/кг) и удельной мощностью (Вт/кг).
Сравнение силовых и энергоемких элементов. Как указано выше, аккумуляторы для ИБП должны выдавать высокий ток и большую мощность в течение 5–10 мин. С этой точки зрения ключевым различием между литий-ионными и VRLA-аккумуляторами является то, насколько сильно они разряжаются за это время.
Силовой элемент спроектирован таким образом, чтобы он мог выдать большую мощность за короткий промежуток времени и использовать при этом почти всю энергетическую емкость аккумулятора. Например, мощный аккумулятор в ИБП может поддерживать полную нагрузку на протяжении 1–2 мин, при этом аккумулятор разрядится на 80%.
Энергоемкий элемент рассчитан на предоставление относительно небольшой мощности в течение длительного периода. Емкий аккумулятор в ИБП может предоставить такую же мощность в течение того же промежутка времени (см. выше), но при этом израсходуется только 10–30% емкости аккумулятора.
В рассматриваемом здесь случае емкий аккумулятор имеет избыточные характеристики (по энергии) и, скорее всего, способен обеспечить более длительное время работы, чем необходимо. Поэтому может оказаться, что в ИБП выгоднее использовать именно его. На рис. 1 показано соотношение между энергией и мощностью для различных технологий накопления энергии вместе с соответствующим влиянием на время работы. Нисходящая кривая для каждой линии указывает на ограничение аккумулятора в части предоставления его полной энергетической емкости за более короткое время. Обратите внимание на относительное положение на графике как удельной энергии, так и удельной мощности свинцово-кислотных и литий-ионных аккумуляторов.
Рис. 1. Схема, показывающая взаимосвязь между удельной энергией и удельной мощностью (схема Рагоне) |
Таким образом, литий-ионные аккумуляторы имеют два варианта исполнения — с силовыми и энергоемкими элементами. В то же время из-за ограничений химии и технологии свинцово-кислотные аккумуляторы могут применяться исключительно в качестве энергоемких элементов.
Срок службы. Сколько же прослужит аккумулятор, прежде чем придется его заменить? Этот вопрос является наиболее важным. Особое значение имеет ресурс аккумулятора: расчетное время работы до тех пор, пока его энергетическая емкость не снизится до 80% от первоначальной, что является типовым определением окончания срока его службы. Данный параметр предполагает работу аккумулятора в реальных условиях для конкретной области применения и, как следствие, является крайне изменчивой величиной. Календарный срок службы — это оценочное время, которое прослужит аккумулятор, если весь срок службы будет происходить только непрерывная подзарядка малым током при определенной температуре (обычно 25°C) без перебоев в подаче питания. Ресурс свинцово-кислотных аккумуляторов составляет от 3 до 6 лет, а литий-ионных аккумуляторов — 10 лет и более (по результатам ускоренного испытания на долговечность). Обратите внимание на то, что, хотя реальные эксплуатационные данные по ресурсу появятся лишь через несколько лет, для некоторых литий-ионных аккумуляторов уже установлен 10-летний гарантийный срок службы.
Занимаемая площадь. Благодаря более высокой энергоемкости литий-ионные аккумуляторы имеют меньший объем и занимают гораздо меньшую площадь, чем свинцово-кислотные аккумуляторы. Эта экономия пространства особенно важна для коммерческих ЦОДов, а также в случае высокой стоимости аренды площадей.
Масса. Высокая энергоемкость означает и более низкую массу литий-ионных аккумуляторов, что в том числе приводит к удешевлению транспортировки.
Мониторинг аккумулятора. Некоторые операторы ЦОДов приобретают системы контроля аккумулятора в качестве дополнения к традиционным свинцово-кислотным аккумуляторам, чтобы продлить срок их службы. Литий-ионные аккумуляторы оснащены системой контроля по умолчанию, так как для них необходим полный контроль зарядки и разрядки во избежание нежелательного перегрева.
Безопасность. Безопасность является основным приоритетом, когда дело касается аккумуляторов, особенно литий-ионных. Поставщики ИБП должны работать в тесном взаимодействии с надежными производителями литий-ионных аккумуляторов, чтобы найти наилучшую комбинацию химических и технологических характеристик, компоновки элементов и средств управления.
Регламенты. К транспортировке любых типов аккумуляторов, включая литий-ионные и свинцово-кислотные, предъявляются особые требования. Как правило, они более жесткие в случае литий-ионных — из-за их высокой энергоемкости и значительной активности некоторых химических составляющих.
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Cовокупная стоимость владения становится ключевым критерием при принятии решения об инвестициях в системы охлаждения, оснащенные экономайзерами, и батареи для ИПБ. Для литий-ионных аккумуляторов химический состав и технологии силовых элементов обеспечивают более привлекательную — по сравнению со свинцово-кислотными аккумуляторами — совокупную стоимость владения за период 10–15 лет. Это как раз типовой срок службы ИБП.
Имеющиеся исследования издержек оказываются не слишком полезными по нескольким причинам:
- они сфокусированы на исследовании применения аккумуляторов в электромобилях и установках с длительным рабочим циклом, для которых требуются энергоемкие, а не силовые элементы, идеально подходящие для ИБП;
- сравнивается стоимость различных литий-ионных аккумуляторов, а свинцово-кислотные аккумуляторы не рассматриваются;
- не указываются конкретные химические составы и технологии литий-ионных аккумуляторов применительно к ИБП;
- внимание акцентируется на капитальных затратах, а не на совокупной стоимости владения.
Из-за недостатка исследований силовых элементов для ИБП за основу были приняты данные, предоставленные изготовителями силовых элементов для двух семейств трехфазных ИБП: Symmetra MW и Galaxy. В следующих разделах приведен анализ капитальных и эксплуатационных затрат, а также совокупной стоимости владения в течение 10 лет для ИБП мощностью 1 МВт.
Допущения. Характеристики аккумуляторов, имеющие отношение к данному анализу совокупной стоимости владения, приведены в табл. 1. Использованные допущения перечислены в табл. 2.
Таблица 1. Характеристики аккумуляторов, используемые при анализе совокупной стоимости владения |
Таблица 2. Допущения, используемые при анализе совокупной стоимости владения |
Капитальные затраты. Первоначальные затраты (год 0) включают расходы на материалы, монтаж и транспортировку. Разбивка капитальных затрат для обоих типов аккумуляторов дана в табл. 3.
Таблица 3. Разбивка капитальных затрат |
Эксплуатационные затраты. Эксплуатационные затраты начинаются с года 1 и продолжаются до года 10. Издержки на техническое обслуживание аккумуляторов, аренду помещения и энергоресурсы приходится нести ежегодно, а на обновление аккумуляторов — в годы 4 и 8. В табл. 4 представлена разбивка эксплуатационных затрат для обоих типов аккумуляторов.
Таблица 4. Разбивка эксплуатационных затрат |
При зарядке аккумулятора энергия теряется двумя способами: фиксированные потери от компенсационной зарядки аккумулятора и нерегулярные потери от разрядки или зарядки аккумулятора после перебоя в подаче питания. В данном анализе при определении стоимости энергии учитываются фиксированные потери при стационарном режиме зарядки, а также энергия, необходимая для отвода тепловой энергии вследствие этих потерь. Однако для лучшего понимания влияния нерегулярных событий в работе аккумулятора на требования к охлаждению нужен более подробный анализ. Теплоемкость выбранного аккумулятора имеет существенное значение при определении интенсивности теплоотвода системы охлаждения, а также расхода энергии на охлаждение. Для оценки влияния на TCO нерегулярных событий пока нет достаточных данных. Табл. 4 содержит описание эксплуатационных затрат для обоих типов аккумуляторов.
Совокупная стоимость владения. TCO за 10 лет учитывает капитальные и эксплуатационные затраты. Для решения с литий-ионным аккумулятором совокупная стоимость владения за 10 лет на 39% ниже, чем для свинцово-кислотного аккумулятора. Причем в более высокие первоначальные капитальные затраты для первых удается компенсировать всего за 3,4 года благодаря более низким операционным расходам (табл. 5).
Таблица 5. Разбивка совокупной стоимости владения |
Анализ чувствительности модели. Мы независимо изменяли 12 стоимостных параметров, чтобы проверить, какое влияние они оказывают на совокупную стоимость владения. Например, в результате варьирования ресурса свинцово-кислотных аккумуляторов в диапазоне от 2 до 7 лет совокупная стоимость владения изменялась в интервале от 0,8 до 15,5%. На основании проведенного анализа чувствительности можно сказать, что факторами, имеющими наибольшее влияние на разницу совокупной стоимости владения для литий-ионных и свинцово-кислотных аккумуляторов, являются:
- ресурс VRLA;
- ресурс ИБП;
- стоимость VRLA (долл/Вт);
- стоимость Li-ion (долл/Вт);
- площадь помещения с аккумуляторами;
- техническое обслуживание VRLA;
- стоимость капитала.
Важно отметить, что, хотя в обоих случаях каждый из этих факторов может привести к значительным изменениям совокупной стоимости владения, на выбор того или иного варианта может повлиять комбинация нескольких из них. В частности, поскольку ресурс VRLA короче, чем у литий-ионных аккумуляторов, изменение в ресурсе ИБП может привести к существенному расхождению в результатах. Например, при четырехлетнем ресурсе свинцово-кислотного аккумулятора и восьмилетнем ресурсе ИБП достаточно однократного обновления аккумулятора. Однако увеличение ресурса ИБП всего лишь на два года оборачивается двукратным обновлением свинцово-кислотных аккумуляторов, а это ведет к значительному изменению совокупной стоимости владения в пользу литий-ионного аккумулятора.
Стоимость аккумулятора играет важную роль в данной модели совокупной стоимости владения, но в случае VRLA фактор долл/Вт важнее, чем для литий-ионного аккумулятора, так как каждое обновление умножает эффект более низкой или более высокой цены VRLA. Фактически при выборе аккумулятора любая составляющая затрат с весомой ежегодной стоимостью играет большую роль и рассматривается как нежелательный фактор. Вот почему значительная по размеру площадь помещения для установки аккумуляторов и более дорогое техническое обслуживание VRLA являются важными параметрами совокупной стоимости владения. И наконец, очевидно, что стоимость капитала может либо минимизировать финансовые потоки (например, при кредитной ставке 20%), либо довести их до максимума (ставка процента по кредитам 0%), что увеличивает или уменьшает совокупную стоимость владения.
ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ И НОВЫЕ УСТРОЙСТВА ИБП
При выборе литий-ионных аккумуляторов для статических ИБП необходимо учитывать различные факторы в зависимости от того, заменяете ли вы батареи существующего ИБП или покупаете новый ИБП. При этом предполагается, что ожидаемый срок службы ИБП составляет около 10–15 лет, ресурс VRLA — около 3–6 лет, а ресурс литий-ионного аккумулятора — 10 лет и более.
Решение о замене аккумуляторов существующего ИБП может приниматься на одном из трех этапов его жизненного цикла:
- начало срока эксплуатации ИБП;
- приблизительно середина срока эксплуатации ИБП;
- приблизительно конец срока эксплуатации ИБП.
На начальном этапе (обычно менее 5 лет) замена свинцово-кислотных аккумуляторов на литий-ионные может иметь смысл, так как с большой вероятностью окончание срока их службы совпадет с завершением периода эксплуатации ИБП.
В середине срока эксплуатации ИБП (около 5–10 лет) имеет смысл обновить свинцово-кислотные аккумуляторы. Замена их на литий-ионные на данном этапе может быть невыгодна, так как у последних останется еще более пяти лет невыработанного срока эксплуатации после окончания срока службы ИБП. Однако при дальнейшем снижении цен на литий-ионные аккумуляторы экономические факторы могут обернуться в пользу такой замены.
Ближе к концу срока эксплуатации ИБП (более 10 лет) имеет смысл рассмотреть возможность замены ИБП на новый с литий-ионными аккумуляторами. Решение об этом следует принимать с учетом соотношения затрат на сохранение и техническое обслуживание старого ИБП (контракты на обслуживание, запчасти и т. д.) и на новое решение.
Замену необходимо тщательно продумать. Даже если литий-ионные аккумуляторы будут иметь такое же номинальное напряжение, как имеющиеся свинцово-кислотные, может потребоваться обновление программного обеспечения и аппаратной части ИБП. Дело в том, что характеристики зарядки аккумулятора могут измениться, формула рабочего цикла — отличаться, а оценка времени работы — оказаться некорректной. Нередко поставщику ИБП приходится интегрировать систему контроля аккумуляторов в ИБП, поэтому он должен учесть многие факторы, прежде чем предлагать решение с литий-ионными аккумуляторами для конкретных моделей ИБП.
Покупка нового ИБП является самым простым сценарием модернизации при условии, что поставщик эффективно интегрировал литий-ионную технологию в ИБП. Интеграция ИБП и системы управления литий-ионными аккумуляторами существенно зависит от набора функций, который у каждого бренда свой. Со временем, несомненно, появятся стандарты для обеспечения согласованности между ИБП и системами контроля аккумуляторов разных производителей.
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ
Влияние изменения температуры на состояние аккумуляторов проявляется по-разному, и в некоторых случаях причина заключается в особенностях химических составляющих аккумулятора. Но в конечном счете существует три важных параметра, на которые воздействует температура:
- ресурс аккумулятора;
- время работы аккумулятора;
- энергия, затрачиваемая на охлаждение.
Ресурс аккумулятора. Согласно опубликованным научным исследованиям, изменение температуры оказывает влияние на ресурс большинства компонентов и аккумуляторов. Общее эмпирическое правило для аккумуляторов (как для свинцово-кислотных, так и для литий-ионных): ресурс аккумулятора сокращается на 50% при каждом повышении средней температуры окружающей среды на 8–10°. С учетом того, что ресурс свинцово-кислотных аккумуляторов составляет 3–6 лет, а литий-ионных — 10 лет, повышение температуры приведет к более частому обновлению VRLA по сравнению с литий-ионными (в течение срока службы ИБП). Количественные показатели этого влияния представлены выше — в анализе совокупной стоимости владения.
Продолжительность работы. Понятие «продолжительность работы» относится к аккумулятору, подающему определенное количество тока (А) под определенным напряжением (В). При умножении этих параметров получаем мощность (Вт) для поддержки ИТ-нагрузки.
V × A = Вт
Теперь добавим к этой формуле время и получим энергию, измеряемую в ватт-часах (Вт×ч).
V × A × время = Вт×ч
По мере разрядки аккумулятора его выходное напряжение уменьшается, а это означает, что требуется больший ток для подачи постоянной мощности на нагрузку. С увеличением температуры внутреннее сопротивление уменьшается как у свинцово-кислотных аккумуляторов с регулирующим клапаном, так и у литий-ионных. Низкое сопротивление означает меньшие потери, а следовательно, и выходное напряжение падает не слишком быстро, то есть при более высокой температуре можно извлечь из аккумулятора меньше амперов в минуту, чем при низкой. Так почему бы не использовать аккумуляторы при высоких температурах, чтобы повысить энергетическую емкость и продолжительность работы? Ответ возвращает нас к предыдущему вопросу: в таком случае уменьшится ресурс аккумулятора. Обратите внимание на то, что взаимосвязь температуры и сопротивления остается справедливой и для зарядки аккумулятора.
Как оговаривалось ранее, литий-ионные элементы делятся на два типа: силовые и энергоемкие. Они ведут себя по-разному, так как сопротивление силовых элементов заведомо меньше, чем у энергоемких. Таким образом, при одинаковом времени работы от батареи энергоемкий элемент будет иметь более высокую внутреннюю температуру, чем силовой. При разрядке первого его внутренняя температура может вырасти на 30°C. Это не страшно, если в помещении, где находятся аккумуляторы, всего 25°C, но при 40°C дополнительный нагрев на 30°C может привести к активации системы контроля и отключению аккумулятора в целях предотвращения его выхода из строя. Однако, благодаря более длительному сроку службы (ресурсу), литий-ионные аккумуляторы гораздо лучше ведут себя в условиях повышенной температуры, чем свинцово-кислотные аккумуляторы. Следует отметить, что для нормального функционирования свинцово-кислотных аккумуляторов температура не должна повышаться более чем 10°C.
Охлаждение. При выборе параметров системы охлаждения для обоих типов аккумуляторов используются два подхода: подбор параметров только с учетом потерь в установившемся режиме (при компенсационной зарядке) или в расчете на тепло, выделяемое во время разрядки (нерегулярные потери). Кратковременные потери значительно превышают потери в установившемся режиме по мощности (кВт), но общее количество тепловой энергии (кВт×ч) при условии продолжительности работы под нагрузкой 6 мин и 20 отключений внешней электросети в год приблизительно в 100 раз меньше, чем тепловая энергия, выделенная за счет компенсационной зарядки в течение года.
При разрядке любой из двух рассматриваемых систем аккумуляторов температура помещения, в котором они установлены, повысится на определенное количество градусов. Если параметры системы охлаждения подобраны в расчете на установившийся режим, достижение заданной температуры займет больше времени (несколько часов). Как это скажется на состоянии системы аккумуляторов? Очевидно, что литий-ионные аккумуляторы пострадают меньше.
Исходя из имеющихся на сегодняшний день знаний, параметры системы охлаждения литий-ионных аккумуляторов следует подбирать для установившегося режима работы. Это позволит сократить капитальные и операционные издержки за счет отказа от мощной системы охлаждения и благодаря соответствующей экономии на потреблении энергии (при условии более высоких фиксированных потерь). И наконец, вследствие относительно длительного срока службы литий-ионных аккумуляторов, оператор ЦОДа имеет возможность выбора из несколько вариантов. Можно увеличить температуру помещения, чтобы сэкономить энергию (или полностью убрать систему охлаждения) и целиком положиться на гарантийные обязательства поставщика аккумуляторов в надежде на то, что они отработают свой ресурс на протяжении срока службы ИБП без каких-либо капитальных затрат. Или охладить помещение до 25°C с учетом потерь в установившемся режиме, согласившись на минимальные ежегодные расходы на электроэнергию.
Для свинцово-кислотных аккумуляторов ситуация обстоит иначе из-за значительно более короткого срока службы. Если есть возможность увеличить этот срок на один год путем уменьшения температуры помещения и увеличения производительности системы охлаждения, то такие дополнительные эксплуатационные и капитальные затраты будут оправданы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно с уверенностью сказать, что цены на литий-ионные аккумуляторы продолжат снижаться, на рынке появятся новые решения с улучшенными химическими характеристиками и технологиями, а уже существующие будут усовершенствованы. Сегодня можно утверждать, что литий-ионные системы аккумуляторов для ИБП имеют несомненные преимущества. Несмотря на то что цены на них являются порой слишком высокими, из-за чего необходимость замены свинцово-кислотных аккумуляторов не кажется очевидной, некоторые из них демонстрируют положительную совокупную стоимость владения за 10 лет с окупаемостью менее чем за 4 года.
Виктор Авелар, директор и ведущий аналитик научно-исследовательского центра по ЦОДам компании Schneider Electric. Мартин Захо, главный инженер по технологиям аккумулирования энергии для источников питания в подразделении IT Business компании Schneider Electric.