Большинство компаний среднего размера, занимающихся ИТ-аутсорсингом, сетуют на трудности, которые им приходится преодолевать в кризис. Но мало кто задумывается о том, как новое время, которое не получится переждать, повлияло на бизнес их клиентов и как изменились требования рынка к ИТ.
ТРУДНЫЕ ДЕНЬГИ И ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
Большинству (70%) заказчиков услуг ИТ-аутсорсинга из сегмента SMB деньги стали доставаться намного сложнее, чем раньше. Бюджеты этих компаний сократились, а с ними — и средства, выделяемые на ИТ. При этом уровень конкуренции на рынках, где они работают, растет не по дням, а по часам, тогда как прибыль существенно сокращается. Естественно, пытаясь сохранить маржу, заказчики, относящиеся к этому сегменту (торговые сети, сервисные компании, поставщики лекарственных средств, кадровые агентства, аутсорсинговые компании по ведению бухгалтерского учета и подготовке налоговой отчетности и др.), стали менять свое поведение. Чтобы компенсировать собственные антикризисные предложения со скидками в 15–20% на год, они попробовали уйти к менее известным поставщикам ИТ-услуг, не всегда способным обеспечить необходимое качество обслуживания.
Но для того чтобы предоставить максимум услуг по минимально возможной цене, фармацевтические компании, предприятия из сферы обслуживания и розничные продавцы должны работать без сбоев. Отгрузку и доставку лекарственных средств необходимо осуществлять точно в срок, поддерживать оперативный доступ к номенклатуре любых товаров, сборку заказов и передачу их в отдел логистики осуществлять быстро и точно… У бухгалтерских и налоговых компаний требования к процессам еще жестче. Сломался сервер с базами корпоративных клиентов, из-за чего стало невозможно работать? Это никого не волнует — отчеты должны быть сданы в срок. Если не успели — клиент понес недопустимые для него убытки и навсегда потерян для компании, репутация которой как поставщика услуг оказалась подмоченной. А сегодня, в тяжелые времена, эта репутация наконец-то стала реальной ценностью и во многом зависит именно от непрерывности бизнеса компаний, а значит, и от качества ИТ!
НЕ СТОЙ И НЕ СМОТРИ!
За десять с лишним лет работы я убедился в том, что в профессиональном ИТ-аутсорсинге не должно быть равнодушных исполнителей и чужих проблем. Спокойно смотреть на то, как у крупного, среднего или малого предприятия растет потребность в отказоустойчивой инфраструктуре и при этом тают деньги на ее дублирование, то есть на покупку второго, третьего сервера, коммутатора, на расширение каналов связи, для меня и моих коллег немыслимо. Любому бизнесу необходимо развитие, нельзя впадать в ступор из-за девальвации рубля и одновременного роста цен на лицензии и оборудование. Надо видеть свет в конце туннеля. И это не серверы, удачно купленные впрок («успели, успели!»). Потому что даже те, кто не имеет специальных знаний, понимают, что через год-три даже у любых серверов начнут проявляться неисправности. Решение — в облаках.
До кризиса о них говорили много, но будут говорить еще больше, потому что облака и гибридные инфраструктуры — самый дешевый, правильный и современный способ сделать любой бизнес по-настоящему отказо- и катастрофоустойчивым.
ЗАЧЕМ НАМ ЭТИ «ГИБРИДЫ»?
Благодаря гибридным схемам, малым компаниям не приходится «зарывать» последние деньги в избыточные мощности, которые все равно будут простаивать большую часть времени. При этом они оказываются способны справиться с сезонными пиками нагрузки. А компаниям среднего размера не надо будет отказываться от уже сделанных вложений, например в дорогие системы коммерческого учета (3–10 млн рублей на поддержку и эксплуатацию за три предкризисных года). Крупные же могут без труда запускать проекты, на которые затраты на ИТ и планирование соответствующих ресурсов не были предусмотрены в бюджете заранее. Или начинать работу над короткими, но важными проектами, для которых создание своей инфрастуктуры нерационально.
И те, и другие, и третьи могут использовать то, что у них уже есть, арендуя в облаке дополнительные мощности: серверы, СХД, учетные системы. Это позволяет гибко масштабировать инфраструктуру и добиваться отказо- и катастрофоустойчивости даже при отсутствии средств на построение собственного серверного ландшафта. В результате компания продолжит работать, несмотря на вышедший из строя сервер или пропавший доступ в Интернет, несмотря на пожар или наводнение. Ведение бухгалтерского учета, продажи и отгрузки, прием телефонных звонков от клиентов, поставщиков и партнеров — ни одна из ключевых операций производственных отделов предприятия не прервется. Появившиеся рыночные возможности тут же используются, потому что количество рабочих мест или характеристики информационных систем масштабируются «по клику мышки». А счет за расходы на ИТ не заставит никого побледнеть, ведь он останется адекватным, даже если по необходимости будет использовано больше ресурсов. Да, затраты могут вырасти, но всегда будет понятно, почему, на какую сумму и за какой период.
За счет чего это возможно? Как и в любом бизнесе — благодаря умному подходу, за счет «горячего», «теплого» и «холодного» резерва ресурсов в облаке поставщика ИТ-услуг.
УМНЫЕ ДУБЛИ ПРОТИВ ПОЛУФАБРИКАТОВ
Полухолодный и холодный резервы крайне дешевы — почти ничего не стоят. Они похожи на полуфабрикаты: заманчивые на картинке, но совершенно невкусные. При холодном резерве дублирующая инфраструктура создана в облаке и «заморожена» — серверы выключены. Либо она развертывается только по требованию, в случае сбоя основной инфраструктуры или необходимости масштабирования. Создание/включение и настройка серверов требуют времени — на это уходят драгоценные часы, иногда дни.
При полухолодном варианте резервная инфраструктура тоже выключена, но предварительно настроена. При таком резерве клиент не потребляет ресурсы, поэтому платит владельцу облака лишь пару тысяч рублей за аренду дискового пространства, которое занимают установленные операционные системы и программное обеспечение. Но данные компании, находящиеся в облаке, будут неактуальны. Когда эта инфраструктура потребуется, ее, как и в предыдущем случае, нужно включить, актуализировать настройки, установить обновления, синхронизировать данные… Компаний, которым были бы интересны эти варианты, сегодня крайне мало. Мои сотрудники стараются объяснять клиентам, что облака позволяют делать гораздо более «вкусные» вещи — теплый и горячий резервы.
Так, при горячем резерве для тех же бухгалтерских и финансовых организаций создается кластер, на котором в облаке дублируется самый важный для бизнеса компонент (или компоненты) — например, «связка»: учетная система «1С» + СУБД. Если цель — обеспечить отказоустойчивость, то резервный сервер обладает теми же характеристиками, что и основной. И предприятие просто арендует этот точный и по природе своей отказоустойчивый дубль. При отказе сервера, на котором находится учетная система, происходит автоматическое или ручное переключение на резервный. Перерыв составляет несколько секунд или несколько минут либо вообще отсутствует. При этом деятельность организации не прерывается — сегодня это гигантский плюс.
Если задача состоит в том, чтобы обеспечить быстрое масштабирование, например, в периоды пиковой нагрузки, то конфигурация облачного сервера будет соответствовать потребностям компании «здесь и сейчас» и может быть моментально изменена в случае необходимости.
Основной минус «горячей» схемы — ресурсов в облаке должно быть достаточно. Если у бухгалтерской или финансовой компании в офисе установлен сервер с 16 ядрами и 64 Гбайт памяти, то резерв в облаке должен быть примерно таким же. Это не слишком дешево, хотя и намного доступнее, чем покупка второго сервера, ведь затраты составляют далеко не 2 млн руб. плюс 10% ежегодно на его обслуживание. Аренда идентичного сервера обойдется бухгалтерской компании со штатом в 100–200 человек в 30–60 тыс. руб. в месяц в среднем (в зависимости от провайдера). Если потребуется масштабировать ресурсы, несколькими щелчками мышкой можно нарастить производительность в десятки раз или сократить ее. За сокращенные ресурсы придется платить меньше, за увеличенные — больше, что разумно и выгодно. Но не каждый средний бизнес может позволить себе этот вариант. Да и не каждому это нужно.
По моему мнению, полная отказоустойчивость и горячий резерв крайне нужны компаниям, которые, например, занимаются продажами по телефону. При этом стоит помнить, что у них есть и менее критичные сервисы. Бухгалтерской базе такая высокая отказоустойчивость не требуется, а вот система коммерческого учета должна быть доступна всегда: обеспечивая контроль за отгрузками и продажами, она является незаменимым источником информации при взаимодействии с клиентами, а значит, оказывает влияние на получение прибыли и улучшение репутации бизнеса.
Возможность мгновенного масштабирования может быть полезна любым компаниям, собирающимся внедрить новые системы. Если, например, необходимо протестировать работу новой BI-системы, то не надо покупать дополнительный сервер — можно просто арендовать необходимые мощности на нужный срок.
ГОРЯЧО ИЛИ ТЕПЛО?
Облако позволяет бизнесу выбрать и другой путь. При теплом резерве среднее или крупное предприятие арендует не всю нужную инфраструктуру, а ее «маленькую копию» — например, берет в аренду сервер не с 64 Гбайт памяти, а с 4 Гбайт, не с 16 процессорами, а с двумя. ИТ-специалисты создают в облаке уменьшенную модель инфраструктуры, внутри которой важные финансовые данные и информация о клиентах реплицируются не в оперативном режиме, а с задержкой в 4–5 мин. Эта мини-копия системы не будет готова к использованию моментально. «Теплую» инфраструктуру нужно предварительно «разогреть». Так, при сбое основной системы 500 пользователей производственной компании будут вынуждены прервать работу на 2–4 часа, но корпоративные данные останутся актуальными (возможно, утрачены будут только те, что создавались в течение последних 5 мин перед сбоем).
Масштабирование же происходит и вовсе безболезненно, поскольку при актуальных данных наращивание мощностей — дело техники. По нашему опыту, такой вариант вполне устраивает средние по размеру компании. Например, для производственного предприятия возможный сбой в системе коммерческого учета не станет критичным — всего лишь учетные данные для формирования общего отчета будут получены с некоторой задержкой. А вот действительно критичная для этого бизнеса производственная система не пострадает.
Такой вариант можно предложить бухгалтерам, налоговикам и юристам-аутсорсерам, у которых есть «горячие» периоды — например, сдача отчетности клиентов в соответствующие органы. На эту неделю им нужна полностью отказоустойчивая инфраструктура в облаке (горячий резерв). В обычное же время, когда компания ведет бухгалтерский и налоговый учет в рабочем режиме, теплого резерва более чем достаточно. Иначе говоря, облако в такой ситуации позволяет планировать ресурсы с учетом конкретной ситуации и всегда знать, сколько они будут стоить. Так, если одну неделю компания работает в горячем резерве, а три в теплом, то за первую она заплатит 15 тыс. руб, а за остальные — по 2 тыс. руб. То есть общие расходы на поддержание непрерывности бизнеса в данном случае (в рамках услуги «Гибридная инфраструктура по цене традиционной») составят 21 тыс. руб. в месяц, с учетом пиковых периодов.
ВСЕСТОРОННЯЯ ПОДДЕРЖКА
Но, чтобы теплый резерв выполнял свою задачу, нужна не только квалифицированная техническая, но и четкая организационная поддержка. Зрелая ИТ-аутсорсинговая компания должна составить простой и ясный план действий для заказчика, где будут учтены действия не только ИТ-специалистов, но и сотрудников компании-заказчика. При сбое ИТ-специалисты активируют и расширяют теплый резерв, актуализируют данные, обновляют ярлыки, заново прописывают записи в DNS. Бухгалтеры разъезжаются по домам, копируют новые ярлыки и возобновляют работу. Продавцы звонят клиентам и предупреждают о том, что работа продолжается, но актуальную информацию они смогут предоставить чуть позже, чем договаривались. А генеральный директор дает соответствующее распоряжение.
Дмитрий Бессольцев — директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group.