Слоган Cisco, вероятно, правильнее было бы перевести как «видеосвязь заменяет голосовую связь», но тогда вложенный в него смысл сужается. Видео заменяет не только телефонную связь, но и текстовые коммуникации, и обмен документами. Не случайно еще одна вариация девиза звучит как «Видео — это новый документ». Распространение видео в качестве коммуникационного инструмента меняет традиционные способы взаимодействия между людьми. Совместная удаленная работа с использованием видео-конференц-связи может быть такой же эффективной, как и та, которую члены команды выполняют, находясь в одном месте. Однако для этого ВКС должна быть интегрирована с другими инструментами коллективной работы.
Расширение роли и значения видеосвязи подчеркивается отказом от самого термина «видео-конференц-связь». «Мы стараемся больше не употреблять словосочетание «видео-конференц-связь», предпочитая вместо него использовать «визуальное сотрудничество»», — заявил в интервью нашему журналу Марко Ланди, президент компании Polycom в регионе EMEA. В своем прогнозе относительно основных тенденций развития технологий для совместной работы, основу которых составляет видео, Polycom отмечает: «В 2016 году рост производительности и расширение возможностей [инструментов для совместной работы] будут прежде всего обусловлены решениями, поддерживающими удобные автоматические методы обмена контентом».
Между тем, как показал опрос, проведенный Аналитическим агентством OSP Data, именно трудность интеграции систем видео-конференц-связи с другими корпоративными системами российские пользователи называют главной технической проблемой при внедрении ВКС (анализ результатов исследования см. в статье Александра Барскова «Тенденции российского рынка ВКС»). Однако реальная проблема не в этой и других технических сложностях, тем более что за последние годы производители сделали многое по их устранению, а в элементарном отсутствии средств у многих компаний. В результате распространение видео не достигло того масштаба, о котором говорят (и на который надеются) ведущие игроки рынка. Как следствие, сетевой эффект от его применения не столь велик, как и его значение для бизнеса.
Впрочем, видеосвязь даже в ее более широкой интерпретации, представляемой как видеосотрудничество, не исчерпывает всех способов применения видео для задач бизнеса. Потенциально не менее емкими являются рынки видеонаблюдения и рекламно-цифровых вывесок (Digital Signage, DS). Так, согласно упомянутому исследованию OSP Data, доля компаний, где используются решения DS, за три года увеличилась почти вдвое — с 6 до 11%. Как и ВКС, Digital Signage претендует на более значимую роль, чем просто информирование покупателей и посетителей (см. подробнее статью Александра Барскова «За стеклом Digital Signage»). Однако, как и в случае ВКС, массовый спрос сдерживается нехваткой средств — заказчики ищут что подешевле, надеясь, что будет «сердито». Только, по статистике, бедный в итоге все равно переплачивает.