Цифровизация контента и корпоративных коммуникаций открывает дверь широкому внедрению систем цифровых информационно-рекламных вывесок Digital Signage. Однако текущая экономическая ситуация в России требует оптимизации соответствующих решений. Об этом шла речь на V Международной конференции «Digital Signage — альтернативы нет!», организованной компанией DigiSky при поддержке ассоциации OVAB Europe.
Согласно исследованию Digital Signage Business Climate Index Russia, проводимому компанией invidis consulting совместно с ассоциацией OVAB Europe, в марте-апреле 2015 года лишь 14,3% опрошенных оценили ситуацию на российском рынке Digital Signage как «хорошую». Общий показатель «экономического климата» оказался отрицательным (-21,43), хотя несколько вырос по сравнению со значением (-33,33), вычисленным по результатам опроса, проведенного в январе-феврале 2015 года. Заметим, что еще осенью прошлого года этот индекс находился на хорошем позитивном уровне (+28,85). Как отметил Флориан Ротберг, исполнительный директор invidis consulting и генеральный секретарь OVAB Europe, прогноз на следующие полгода несколько улучшился и уже не настолько пессимистичен (как был в начале года), тем не менее участники рынка не ожидают подъема экономики в ближайшем будущем.
Упомянутое исследование показало важность малого и среднего бизнеса для рынка Digital Signage. Если в 2013 году число установленных дисплеев не превышало 50 штук в 61% всех проектов, то в 2014 году доля таких малых и средних проектов выросла до 73%. Во многом это связано с тем, что из-за экономического кризиса в России большинство крупных проектов были «заморожены», а государственные компании не выделили бюджеты, поэтому доля проектов, реализованных в компаниях малого и среднего бизнеса, существенно выросла по сравнению с прошлым годом. Как отмечают эксперты invidis consulting, проекты меньшего размера более выгодны и могут быть успешно выполнены большинством игроков рынка. Вместе с тем в четверти всех проектов Digital Signage, реализованных в 2014 году, было установлено более 100 дисплеев.
Самым большим вертикальным рынком для систем Digital Signage являются торговые центры — соответствующие проекты приносят треть всех доходов. По данным, которые приводит Флориан Ротберг, сегодня почти все новые ТЦ оснащаются системами Digital Signage, которые используются не только для рекламы магазинов, но и для информирования посетителей, навигации и маркетинговых целей. В последние несколько лет положительный рост показывает корпоративный сектор — в связи с цифровизацией коммуникаций между сотрудниками все больше компаний рассматривают проекты Digital Signage как рациональное вложение средств. Третья важная составляющая рынка — ретейл, тем не менее, по данным invidis consulting, в прошлом году доля этого сегмента значительно снизилась в связи с ростом спроса в других отраслях.
Николай Валюженич, генеральный директор компании IMS (Interactive Multimedia Solutions), характеризует текущий этап развития рынка Digital Signage как период «раннего большинства». Если до 2010 года у заказчиков существовал психологический барьер в отношении внедрения систем Digital Signage, то сегодня он преодолен и большинство компаний понимают эффективность этих систем. По его мнению, широкому внедрению Digital Signage способствуют три фактора: цифровизация контента, развитие Интернета, а также снижение цен (на решения Digital Signage), которые приближаются к своему минимуму. Переходу же на цифровые носители с традиционных (печатных) форматов часто препятствует то, что по стоимости первоначальных затрат последние остаются выгоднее.
Эффективность внедрения систем Digital Signage во многом зависит от соответствующей оптимизации бизнес-процессов, а также анализа получаемых с помощью этих систем данных, в том числе с привлечением инструментов анализа Big Data. Наталья Бем, региональный менеджер по России и СНГ компании SCALA, считает чрезвычайно важной интеграцию в системы Digital Signage мобильных устройств, на экраны которых каждый человек в среднем, по статистике, смотрит по 150 раз в день. Кроме того, она обращает внимание на преимущества интеграции с различными бизнес-приложениями. Например, система учета данных о наличии тех или иных товаров на складе позволит не показывать на экране тот товар, который в данный момент отсутствует, и наоборот, чаще представлять продукты, которые имеются в избытке, что повысит их продаваемость.
По мнению Марии Новиковой, менеджера по работе с партнерами Yandex, в борьбе за внимание людей (в первую очередь с мобильными устройствами) цифровые конструкции Digital Signage должны обязательно использовать данные реального времени. Специально для систем Digital Signage компания Yandex готовит и (бесплатно!) предоставляет данные о погоде и пробках, которые уже можно видеть на экранах в Москве. Как сообщил представитель ТЦ «Мега Белая Дача», отображение данной информации на установленных в центре экранах повысило заинтересованность рекламодателей, а также увеличило время, которое посетители центра смотрят на экраны DS (были проведены соответствующие замеры).
Аналитическая группа OSP Data провела на конференции блицопрос специалистов относительно важности различных составляющих проектов Digital Signage. Большинство ответивших, а всего в опросе приняли участие более 100 человек, на первое место поставили контент (45%). Вторым по значимости компонентом проектов Digital Signage участники конференции назвали системы управления, третьим — средства отображения. 12% опрошенных отметили важность технологий видеоаналитики, которые все чаще применяются в системах Digital Signage.
То, что контент является ключевым компонентом проектов DS, отмечали многие выступавшие на конференции эксперты. Так, Николай Валюженич (IMS) назвал систему управления контентом «сердцем» любого проекта DS. По мнению Владимира Козлова, генерального директора компании DigiSky Group, «плохой» контент делает всю систему абсолютно бесполезной. Он предостерег от того, чтобы бездумно сокращать затраты на эту важную составляющую DS, тем более что снизить совокупную стоимость систем можно и другими способами. Среди его советов — унификация оборудования, в первую очередь экранов, а также учет энергоэффективности оборудования и режимов его эксплуатации, что позволит существенно уменьшить эксплуатационные затраты (OPEX). В крупных распределенных системах значительную экономию может дать максимальная автоматизация процессов, в том числе распределения контента.
Начиная с 2013 года OSP Data исследует использование корпоративными заказчиками различных видеотехнологий, разделяя их на четыре большие группы. В первую входят системы, обеспечивающие интерактивное взаимодействие удаленных пользователей в режиме реального времени: это видеосвязь и ее многоточечный вариант — видео-конференц-связь (ВКС). Три другие группы задач базируются на передаче видео в одну сторону. Это видеонаблюдение, корпоративное ТВ и системы информационно-рекламных вывесок (Digital Signage). Последнее направление — самое молодое и при этом бурно развивающееся. Системы Digital Signage используют 11,7% респондентов, опрошенных в феврале 2015 года. Это почти вдвое больше, чем было два года назад (6% в 2013 году по результатам аналогичного исследования).