Несмотря на кризис, «Башнефть» динамично развивается: осваивает новые месторождения, увеличивает добычу, расширяет сеть автозаправок. При этом ИТ являются важным средством повышения эффективности и увеличения производительности труда. Однако в сложное для экономики время информационные услуги становятся объектом оптимизации затрат и сокращения издержек.
Большая группа рекомендаций касается анализа спроса на ИТ-услуги. Игорь Калюжный советует внимательно изучить имеющийся каталог ИТ-услуг и вывести из эксплуатации низко нагруженные и неиспользуемые сервисы: «Наверняка есть сервисы, которые вообще не используются или нужны малому числу сотрудников». Кроме того, на его взгляд, имеет смысл пересмотреть уровень поддержки услуг: «В «тучные» годы по максимуму использовался режим поддержки 24x7. В сегодняшней ситуации некоторые услуги имеет смысл перевести на режим 8x5, сэкономив существенные средства».
Особенно тщательно должен происходить отбор ИТ-проектов. Выбирать следует те из них, которые действительно необходимы компании. Кроме того, приоритеты (проектов) следует расставлять на основе выгод для бизнеса и с учетом потенциальных рисков. В частности, Игорь Калюжный рекомендует, чтобы все проектные инициативы проходили обязательную защиту перед коллегиальным органом с преобладанием менеджмента бизнес-подразделений. В компании «Башнефть» такой орган (комитет по ИТ, связи и метрологии) возглавляет первый вице-президент по переработке и коммерции, а в состав комитета входят высокоуровневые представители всех основных функциональных направлений бизнеса. Все ИТ-проекты проходят через этот комитет, он же утверждает выбор технических решений в ходе проектов.
Другое важное направление оптимизации связано с взаимодействием с производителями и поставщиками. «В феврале-марте мы предложили всем нашим вендорам и поставщикам примерно следующее: если вы хотите делить с нами выгоды, когда нефть вернется к 100 [долларам за баррель], будьте добры разделить с нами тяготы и лишения, когда нефть по 60, — рассказывает Игорь Калюжный. — 95% [компаний] отнеслись с пониманием и согласились сохранить цены в рублях на уровне 2014 года».
ЦОД компании «Башнефть»
Основные ИТ-системы «Башнефти» размешены в собственном ЦОДе, который был построен в 2011 году. Перед реализацией проекта долго решали, строить ли свой ЦОД или арендовать площади в коммерческом. Главным фактором в пользу создания своего центра стало наличие на одном из предприятий свободной присоединенной электрической мощности 1 МВт и площадки, соответствующей всем требованиям. Поскольку ЦОД строили на территории нефтеперерабатывающего завода, чтобы минимизировать риски, решили использовать немецкую технологию Lampertz, обеспечивающую защиту ИТ-оборудования от взрывов, пожаров и прочих неблагоприятных воздействий. Конструкции стен и кабельных вводов гарантируют, в частности, что ИТ-оборудование сможет выдержать сутки при температуре внешней среды до 4000С. Эта гарантия подкреплена сертификатом на 20 млн евро, которые будут выплачены, если защита ЦОДа не устоит.
В ЦОДе размещено 55 стоек с оборудованием (мощностью от 7 до 15 кВт на стойку), включая более 300 физических серверов и СХД емкостью 1408 Тбайт. Резерв по стойко-местам и по мощности составляет около 20%, поэтому необходимости в аренде мощностей пока нет. Сейчас на базе контейнерных решений строится резервный ЦОД. Он размещен на другом конце города с соблюдением всех необходимых условий для реализации катастрофоустойчивой схемы.
Техническая политика «Башнефти» сейчас претерпевает изменения — компания переориентировалась на проведение мультивендорных конкурсов. Когда используется решение от одного производителя, он зачастую начинает диктовать свои условия; когда же практикуется мультивендорный подход, это позволяет получать скидки и оптимизировать цены.
В качестве примера использования продукции альтернативного производителя, причем отечественного, Игорь Калюжный приводит построение корпоративной сети одного из дочерних предприятий, «Башэнергонефти», на базе коммутаторов НПО «Полигон». Перед принятием решения об использовании этого оборудования оно тестировалось в течение четырех месяцев, затем три месяца длился период опытно-промышленной эксплуатации. Теперь сетевое оборудование «Полигона» включено в план закупок, и в «Башнефти» уверены, что оно не подведет. По словам Игоря Калюжного, по своей функциональности, при более низкой цене, коммутаторы «Полигона» находятся на уровне продуктов лидера соответствующего рынка компании Cisco.
«В тех случаях, когда это технически и экономически обосновано, мы выбираем российские решения, — отмечает вице-президент по ИТ. — Но необходимо помнить, что любая замена и мcjиграция — это бизнес-риски и возможный перерыв в обслуживании. Поэтому мы не рассматриваем вариантов резкого замещения — только постепенную миграцию».
Что касается выбора модели реализации ИТ-услуг (инсорсинг/аутсорсинг), специалисты «Башнефти» придерживаются прагматичного подхода, основываясь в том числе на результатах бенчмаркинга. В целом финансовый учет стоимости ИТ-услуг — очень важный момент, который позволяет судить об эффективности ИТ-службы и повышать эту эффективность. «Каждый заказчик должен понимать, что бесплатных услуг не бывает: отправка любого почтового сообщения, посещение любого интернет-сайта — все это стоит денег», — отмечает Игорь Калюжный.
В части повышения эффективности также важны управление имеющимися мощностями и оптимизация архитектуры. Повышению эффективности способствуют консолидация серверов и дисковых емкостей, активное использование виртуализации, а также другие меры, включая обоснованное применение систем высокой доступности. Как рассказывает Игорь Калюжный, специалисты «Башнефти», проанализировав архитектуру своей ИТ-системы, пришли к выводу, что система хранения данных (СХД) старшего класса (high-end) для системы SAP является избыточной в «Башнефти». Поэтому систему SAP при очередном апгрейде перевели на СХД среднего класса (mid-range).