Именно по этой причине потерпели неудачу многие проекты по развертыванию систем планирования корпоративных ресурсов (Enterprise Resource Planning, ERP).
Конечно, это вопрос взаимный — кто к кому (или что к чему) должен приспосабливаться. В случае появления действительно революционных инструментов притирка происходит достаточно долго. Если говорить об информационных технологиях в целом, то, казалось бы, за те десятилетия, в течение которых роль ИТ в развитии бизнеса становилась все более значимой, обе стороны должны были бы научиться хорошо понимать друг друга, но до недавнего времени общение велось будто на разных языках. До сих пор участники различных отраслевых конференций обсуждают, «как объяснить руководству необходимость внедрения…» или «в каких терминах разговаривать с представителем заказчика…».
Правда, последние исследования говорят о том, что взаимопонимание вроде бы найдено. Так, согласно докладу «Построение цифровой организации», опубликованному аналитическим агентством CompTIA, руководители отделов ИТ утверждают, что технические задачи все более фокусируются на бизнесе: 55% респондентов выразили уверенность (28% — полную уверенность) в своей способности использовать технологии для достижения бизнес-целей.
Это подтверждают и руководители бизнес-подразделений: только 18% из них испытывают трудности в объяснении своих проблем и задач ИТ-департаменту. Однако лишь чуть больше половины (52%) опрошенных (а всего было опрошено около 4000 руководителей бизнес-подразделений и ИТ-отделов) оценили достигнутый ими уровень взаимопонимания как хороший, что, впрочем, неудивительно, ведь почти в трети компаний (31%) бизнес-подразделения предпочитают закупать оборудование и ПО самостоятельно.
В этой связи показательно, что в другом отчете, составленном MIT Sloan Management Review и Deloitte Digital, с характерным названием «Стратегия, а не технология обеспечивает цифровую трансформацию» причиной неудачного внедрения ИТ называется отсутствие общекорпоративной стратегии перехода к цифровому предприятию. 44% компаний не пытаются оценить, как та или иная технология повлияет на бизнес-процессы/модели, ровно столько же не хотят экспериментировать и брать на себя риски. Как предупреждает Дуг Палмер, соавтор отчета и глава Deloitte Consulting, консервативные организации, которые чересчур сторонятся риска, «вряд ли смогут преуспеть, к тому же они будут испытывать трудности с привлечением талантливых специалистов, предпочитающих работать в тех компаниях, которые привержены цифровому прогрессу». А кадры, как известно, решают все.
Кроме того, отсутствие стратегического планирования чревато прямыми финансовыми потерями. В случае центров обработки данных допущенные на этом этапе ошибки могут многократно превзойти расходы на зарплату и электричество (см. статью Игоря Дорофеева «Общие вопросы развития отечественной методологии в отрасли ЦОДов» и другие материалы этого номера).