В ноябре в Москве прошел 7-й форум All-over-IP Expo 2014. Одна из проведенных на нем конференций — Intelligent Video 2.0 — была посвящена видеоаналитике. Эта область в настоящее время быстро развивается. Как считает Николай Птицын, генеральный директор компании «Синезис», видеоаналитика постепенно становится массовой и более доступной, а современные решения радикально отличаются от тех, которые предлагались еще три года назад.
Этими функциями наделяются продукты среднего класса и даже некоторые системы начального уровня. Видеоаналитика применяется уже не только в крупных проектах обеспечения безопасности на транспорте и в ТЭК — она проникает в розничную торговлю, банковский сектор, строительство, производство и логистику. Рынок подобных систем младшего и среднего класса становится все более конкурентным, а двумя важными тенденциями являются поставка готовых решений видеоаналитики и упрощение программного обеспечения.
Компактная и недорогая платформа. Современная элементная база дает возможность сделать системы видеоаналитики более дешевыми и доступными. |
Рост спроса на услуги видеоаналитики способствовал появлению виртуализированных и облачных решений, которые позволяют распределять нагрузку и эффективно использовать оборудование. Соответствующие облачные услуги предлагают, в частности, компании «Синезис», Prism и VIA:SYS. Расширение круга пользователей систем видеонаблюдения заставляет разработчиков совершенствовать пользовательский интерфейс. Новые микропроцессоры дают возможность ускорить обработку данных в десятки раз, что делает гибкую и легко масштабируемую серверную видеоаналитику еще более привлекательной. Она помогает многократно сократить время поиска видео в архиве, выявлять тревожные события в реальном времени и выполнять другие важные задачи.
Видеоаналитика как сервис применяется в системах «безопасный город», в магазинах и банках для подсчета посетителей, в парках и детских садах, на строительных площадках. Для операторов связи эти услуги открывают возможность получения дополнительной прибыли. IP-камеры становятся более интеллектуальными, и ряд формализованных задач можно эффективно решать с помощью встроенной видеоаналитики, значительно снизив нагрузку на каналы связи. Однако благодаря серверной аналитике упрощается разработка новых специализированных функций и приложений в соответствии с требованиями заказчика и ускоряется их внедрение.
В то же время у встроенной в камеры аналитики есть свои преимущества. К их числу Мурат Алтуев, президент компании ITV | AxxonSoft, относит обработку несжатого видеопотока и снижение нагрузки на сеть передачи данных. Именно аналитику «на борту» камеры он считает главным фактором превращения средств видеоаналитики в массовый продукт.
По данным TechNavio Analysis, в прошлом году мировой рынок видеонаблюдения вырос до 14,8 млрд долларов, а к 2018 году достигнет 27,3 млрд долларов. Среднегодовые темпы его роста будут превышать 13%. В мире и в России основными потребителями продуктов видеонаблюдения и видеоаналитики являются организации из государственного и финансового секторов, предприятия розничной торговли, управления недвижимостью, транспортные компании.
В МГТС потенциал ежегодного роста российского рынка видеонаблюдения в среднесрочной перспективе оценивают примерно в 20%. С 2014 по 2022 год он может вырасти с 16,3 до 96,1 млрд рублей. Сейчас этот рынок не структурирован и находится в стадии формирования. Федеральные операторы связи делают первые шаги по разработке массовых услуг на базе видеонаблюдения.