Как отмечают аналитики, мобильность постепенно становится нормой для современного бизнеса. Рынок корпоративных мобильных решений переживает фазу стремительного развития, а росту их популярности способствует повышение эффективности работы сотрудников компаний — мобильность дает большую свободу действий и позволяет выполнять повседневные задачи с недоступным прежде комфортом. Однако есть и сдерживающие макроэкономические факторы. Состояние и перспективы российского рынка корпоративной мобильности обсуждались на третьей ежегодной конференции IDC Enterprise Mobility Conference 2014.

По словам Натальи Виноградовой, аналитика из IDC Russia, в 2013 году российский рынок мобильных устройств (смартфонов, планшетов и ноутбуков) вырос на 25,8%, в то время как годом ранее темпы роста превышали 40%. Рынок ноутбуков и вовсе находится в состоянии застоя и в ближайшие годы останется на прежнем уровне — немногим выше 6 млн штук в год. Это касается как ноутбуков потребительского класса, так и корпоративных устройств, доля которых составляет 18,3%. Сегмент планшетных компьютеров, как ожидается, будет расширяться, но сейчас 98% таких устройств выпускаются с ориентацией на индивидуальных пользователей. Лишь к 2018 году поставки корпоративных планшетов могут достичь 2 млн штук против 10 млн — в потребительском сегменте.

 

Проблемы «мобилизации»
Российский рынок мобильных устройств по данным IDC: 32,9 млн устройств по итогам 2013 года.

 

По данным опроса, проведенного IDC в 2013 году по всему миру, 62% пользователей покупают планшет в качестве дополнения к ПК, а не для его замены. Тем не менее очень многие используют эти устройства в рабочих целях: в России — до 50% из числа опрошенных, а в Китае и Индии — до 70–76%. Объемы поставок планшетов бизнес-класса пока не оправдывают предыдущих прогнозов и растут очень медленно, но аналитики возлагают надежды на устройства «2 в 1» с отсоединяемой клавиатурой. Перспективы роста российского рынка мобильных устройств оцениваются достаточно оптимистично — по мнению аналитиков IDC, в текущем году он увеличится на 11,2%.

В 2014-м Intel планирует продать более 40 млн процессоров для планшетов. Для недорогих планшетов Intel выпустила процессоры Atom серии 3000 с поддержкой нескольких ОС — Windows 8 и Android, а в целях повышения их безопасности компания реализует проект Device Protection Technology. Он предусматривает, в частности, разработку API для систем управления мобильными устройствами (Mobile Device Management, MDM). Крупные поставщики, включая Citrix, AirWatch и McAfee, уже объявили о поддержке этих расширений.

Средства управления мобильными устройствами тоже становятся необходимым элементом корпоративной мобильности. Инструментарий MDM не сложнее Microsoft Active Directory, но позволяет снизить риски и затраты. Сейчас решения MDM предлагают многие вендоры, однако рынок о них осведомлен очень слабо. В числе новых продуктов — Microsoft Enterprise Mobility Suite, позволяющий управлять мобильными устройствами.

По словам Игоря Воробьева, руководителя портфеля дополнительных услуг компании «Билайн», сейчас мало кто понимает, как работает MDM, поэтому участников рынка придется образовывать. Кроме того, решения MDM, выпускаемые некоторыми вендорами, ориентированы на конкретные платформы и имеют ограниченную функциональность. Успех MDM он связывает прежде всего с активизацией работы операторов. В конце ноября 2013 года «Билайн» запустила первый сервис MDM на базе решений SAP, который сейчас работает в пилотном режиме.

В сегменте профессиональных услуг (финансовые услуги, страхование, розничная торговля) уровень «мобилизации» уже сейчас очень высок, утверждает Роман Романцов, директор департамента решений Microsoft компании Softline, однако пока преобладают пилотные проекты. Очень мало программных продуктов корпоративного класса, рассчитанных на мобильные платформы. Не проработаны вопросы информационной безопасности, недостаточно примеров успешно завершенных проектов. В России есть и еще один существенный сдерживающий фактор — нехватка качественных каналов связи.

При внедрении мобильных решений не следует просто копировать чужой успешный опыт или отдавать дань моде, считают в IDC. Планируя подобные проекты, необходимо основываться на уникальных бизнес-потребностях конкретной организации и тех конкурентных преимуществах, которые такое внедрение может принести.