Холодильник атакует. Звучит как страшилка, но это уже действительность, с которой нам предстоит жить. Это должно было произойти, хотя и случилось, может быть, несколько раньше, чем ожидалось. Нет, он не проглатывает хозяина и не замораживает младенца в своей морозильной камере. Никто физически, будем надеяться, не пострадал. Все прошло почти незаметно под бой курантов и звон Jingle Bells — владельцы вряд ли заметили, что их бытовой прибор живет двойной жизнью. Только недремлющие киберсыщики зафиксировали первый крупномасштабный взлом Интернета вещей в новогодние праздники — по данным Proofpoint, его жертвами стали более 100 тыс. домашних устройств, в том числе по крайней мере один холодильник, с адресов которых велась злонамеренная рассылка.
Умные вещи начинают жить своей собственной жизнью, и таковых становится все больше. Что там холодильник, если разделочная доска скоро начнет давать советы, сколько и чего есть — такой закаленный планшет, который может использоваться для резки овощей, победил в конкурсе идей Sharp #GetItDownOnPaper. К какому году обещано, что смартфоны станут умнее своих владельцев? Похоже, это уже начинает исполняться. На этом фоне движение «измерь себя» (quantify yourself) выглядит вполне здравым — знать показатели своего пульса, артериального давления и т. п. полезно, чтобы оценить состояние здоровья. Однако это стремление перерастает едва ли не в манию контролировать каждый аспект собственной жизнедеятельности. Как едко замечает Мартин Велтч, аналитик IDG, «устройства для фитнеса наподобие цифровых повязок на запястье будут пользоваться спросом у легковерных, самовлюбленных, эгоцентричных людей западного типа, зачарованных диаграммами своего сна». В желании взять все под контроль человек выращивает Большого Брата в самом себе. Так что американские спецслужбы лишь несколько предвосхитили развитие событий, взяв на аутсорсинг функции тотального контроля.
Какое отношение все это имеет к корпоративным решениям? Консьюмеризация захватывает и предприятие. Чтобы понять, какими будут корпоративные технологии через несколько лет, надо представлять, куда движется потребительский рынок. Пока многие компании еще держатся, и здравый смысл (aka банальное отсутствие денег) сдерживает торжество Everything 2.0 (или уже пора говорить 3.0?). Так, например, Билл Снайдер, пишущий редактор InfoWorld (http://go.osp.ru/y69uj), не без сарказма отмечает, что прогноз на 2013 год о получении социальными сетями прописки на предприятиях, потерпел крах. Падут или нет организации под напором BYOD, социальных сетей и прочая — дело второе. В контексте тотальной автоматизации это, в частности, означает необходимость внедрения в обозримом будущем «программно определяемого всего». Вот только много ли найдется тех, кто окажется в состоянии это все определять.